Русские организации Литвы ждут притока молодых людей

© AFP 2020 / NATALIA KOLESNIKOVA

Очень мало русскоязычных молодых людей Литвы участвует в деятельности национальных общественных организаций.

У живущих в Литве российских соотечественников впереди важное событие: впервые с декабря 2019 года состоится общереспубликанская конференция. Пока актив готовит ее, в кулуарах полным ходом дискутируют о перспективах завтрашнего дня.

Общий вывод печален: без привлечения молодой крови хромающее на обе ноги дело рухнет окончательно.

Что на данном этапе не так в работе с молодежью, почему она самоорганизуется для чего угодно, но только не для сотрудничества с традиционными общественными организациями – c этим вопросом Baltnews обратился к Сергею Резнику, гражданину РФ, члену Координационного совета российских соотечественников Литвы (КСРСЛ).

© BALTNEWS.lt / Маргарита Кох
Сергей Резник

– Сергей Трофимович, молодых лиц на ваших конференциях раз-два и обчелся. Почему?

– Очень хотелось бы ответить, что проблема носит чисто технический характер. По традиции, одна общественная организация на конференцию делегирует одного человека. Неважно, три тысячи в ней членов или только два, правило исключений не терпит. То есть, квотирование предполагает присутствие на дискуссионной площадке только руководителей, а они по возрасту далеко не девушки и не юноши. Практически всем за 50, а значительной части – за 70.

Но разве молодым интересно обсуждать вечные рутинные темы о консолидации соотечественников, о необходимости сохранении русского языка и культуры, народных традиций и прочего, на что у КСРСЛ нет реальных рычагов влияния?

Попробуйте увлечь собственных детей подобными планами. Не знаю, как ваши, а мой сын наверняка ответит, что располагает иными взглядами, куда направить время, энергию и знания.

Вы можете в массе представить сотрудников серьезного банка или топ-менеджеров солидной компании, которые вечерами репетируют с оркестром русских народных инструментов или поют частушки под баян?

Да, они наверняка придут с цветами в день Победы 9 мая на воинское кладбище, но болтать с трибуны о том, как следует воспитывать в школьниках чувство патриотизма и гордости за ратную славу предков хорошо, если согласятся единицы. Тем более, что носитель такого хобби тут же попадет на заметку агентам Департамента государственной безопасности, как потенциальный "агент Кремля".

Увы, мы вырастили здоровое, целеустремленное, но очень прагматичное поколение, хотя, возможно, мечтали видеть после себя нечто иное.

– Спецслужбы, конкурирующие с вами за умы молодежи, не без удовольствия рапортуют: подавляющее большинство русскоязычных молодых людей в Литве чувствуют свою принадлежность к западным ценностям.

– Ничего удивительного. Как построить жизнь и карьеру в Литве или, например, в Японии, если не являешься составной частью общества? Иное дело, идет ли речь об ассимиляции или об интеграции? Но границы между ними размыты до такой степени, что трудно понять, где заканчивается одно и начинается второе.

Думаю, подавляющая часть местной молодежи идет по пути ассимиляции и только самые талантливые и конкурентоспособные могут говорить об интеграции.

Тяга к западным ценностям возникает еще от того, что восток на данный момент времени не в состоянии предложить ни одного привлекательного глобального проекта. Вокруг много говорят о концепции "Русского мира", но, боюсь, кроме его идеологов мало кто понимает, о чем идет речь.

– В соседней Латвии расширяет деятельность координационный совет латвийских молодежных общественных организаций. Что-то подобное существует в Литве?

– Лгать не стану – не слышал, но маловероятно. Мне кажется, во-первых, такая структура не нашла бы понимания и поддержки у активистов старого поколения, которые десятилетиями единолично пользовались благосклонностью российских госучреждений, в том числе – финансовой.

Во-вторых, горизонт чист, на нем не просматривается фигура, способная исполнить такую миссию, которую в Латвии взвалил на себя Алексей Веселый (руководитель Латвийского координационного совета молодежных организаций – прим. Baltnews).

К слову, агенты политической полиции тут же причислили его к прокремлевским активистам. К тому же, насколько мне известно, неплохую команду единомышленников уже раздирают споры административного характера, вопросы идеологического курса, дальнейших планов и целей организации.

В-третьих, лично мне не по душе заигрывания с младшими ради галочки в отчетах. Был в свое время среди членов КСРСЛ молодой литовец, фамилию не помню и вспоминать не хочу. Ради личной выгоды вроде бы занимался делом, где-то выступал, в чем-то участвовал. Но как только ему наступили на хвост очередные работодатели, отрекся от соотечественников, от совета и от всего, что связано с Россией.

Стоит ли ради отметки "в состав КСРСЛ выбрано ХХХ человек моложе 35 лет" засорять руководящий орган мертвыми душами? Разве что в идеологических целях.

Могу сослаться и на опыт последней конференции соотечественников, состоявшейся в декабре 2019 года. Организаторы пригласили молодых педагогов из Шяуляй. Наверное, они приличные люди, искренне отдающие себя воспитанию школьной поросли.

Отчитываясь о работе созданного клуба, учителя с гордостью доложили с трибуны, что вместе с подопечными в международном лагере даже участвовали в дискуссии на тему, нужно ли было защищать во время Великой Отечественной войны Ленинград и не проще было бы его сдать немцам, но спасти жизни сотен тысяч мирных жителей?

Чем здесь гордиться? Тем, что холеные, сытые мажоры с высоты сегодняшнего благополучия решают за измученных и голодных, как нужно правильно поступать в тех или иных обстоятельствах? Потом мы возмущаемся, откуда на трибуне Рейхстага возникают мальчики Коли? Оказывается, их взращивают российские соотечественники в том числе и на деньги российских налогоплательщиков.

– Но какие-то дискуссии по нашей теме среди активных соотечественников идут? 

– В 2010 году при еженедельнике "Литовский курьер" стараниями ее сотрудников сложилась школа молодых журналистов (ШМЖ). Школьники из Вильнюса, Висагинаса, Шальчининкай и Клайпеды потянулись к живому делу. Сотрудники Департамента государственной безопасности (ДГБ) сразу почувствовали, что на этом участке проиграли борьбу за молодых.

Чтобы прихлопнуть свежую, полнокровную и очень динамичную общественную организацию, с помощью и при непосредственном участии соотечественников, недовольных активностью неподконтрольной школы, агенты ДГБ устроили провокацию, развернули травлю в прессе, убеждали родителей не позволять детям посещать теоретические и практические занятия.

К дискредитации ШМЖ подключились даже депутаты Сейма. В частности, лично председатель комитета по национальной безопасности и обороне Артурас Паулаускас. Общими усилиями школу умертвили. После такой показательной порки кому захочется затевать новый проект, ориентированный на молодежь?

Увы, вакуума не бывает. У знакомых дочь не без успехов занималась в "Литовском курьере". Когда увлечение рухнуло, ее подобрали неглупые люди, и сегодня девушка в кругу тех, кто восхваляет подвиги послевоенных резистентов, боровшихся против советских оккупантов. Родители в шоке. У них иные взгляды на историю времен Советской Литвы.

– Ужасно. Но все равно что-то нужно делать, иначе через десять лет соотечественников не останется. Не верится, будто нет никаких точек соприкосновения между поколениями.

– Что-то надо. Но никто не знает, что именно. Ведь мы с вами подсознательно говорим о взглядах разных поколений, где молодые не понимают старших, а старшие плохо знают интересы молодежи.

С другой стороны, точки соприкосновения конечно есть. Крайне мало людей, способных их нащупать и активировать. Возможно, докладчики на предстоящей конференции высекут искру, а там и костерок разгорится.