Пошел второй месяц весенней парламентской сессии, которую депутаты Сейма Литвы открыли 10 марта. За тридцать минувших дней глобальных идей не родилось, знаковых прорывов не случилось.
Вместо богов творчества по залу заседаний носились духи скандалов и демоны межпартийных склок. Скандал возник даже тогда, когда спикер Виктория Чмилите предложила народным избранникам привиться от коронавируса вакциной AstraZeneka, чтобы реабилитировать ее в глазах населения, категорически не согласного колоться препаратом от британско-шведского производителя.
"Прививайтесь сами!" – умыли руки три десятка парламентариев, решив для себя, что лучше умереть от заразы, чем от некачественной вакцины.
Организация всеобщей вакцинации, к слову, ахиллесова пята не только Сейма, но и кабинета министров. Две ветви государственной власти никак не могут наладить всем понятный, логичный и прозрачный процесс, в том числе из-за противоречащих друг другу взглядов депутатов и министров. И это не единственное, что не удалось сделать Сейму.
Хаос на всех фронтах
Первые сто дней кабинета министров в парламенте оценили положительно, но критики хватало. Например, социал-демократ Томас Бичюнас обратил внимание коллег на полнейший хаос в сфере образования и на бездействие членов парламентского комитета по образованию и науке.
Министерство необдуманными решениями лишь усугубляет проблемы. Например, учителя выпускных классов не понимают, кто из учеников в приоритете: сильные или "середнячки" со слабыми? Ведь уделить одинаковое внимание всем в условиях карантина физически невозможно. В итоге страдают и отличники, и двоечники.
Староста парламентской фракции "крестьян и аграриев" Вигилиюс Юкша позволил себе пошутить на эту тему: "От вируса защитились, но кто защитит школы от власти?". Оба депутата попробовали привлечь внимание коллег из разных парламентских партий и своих социальных партнеров "критически подойти к вопросу", но голоса народных избранников оказались голосами вопиющих в пустыне.
Забыли про львов и рыбок
Оказывается, закон об обязательном чипировании домашних собачек, котиков и хорьков для Сейма настолько важен, что среди первых оказался в повестке сессии. Несколько заседаний народные избранники ломали копья из-за пустяков, пока наконец не решили – надо-таки подшивать чип младшим братьям.
Тут же из народных недр прозвучали ядовитые вопросы: "Нужно ли чипировать домашних слонов?" и "Почему не озаботились судьбами аквариумных рыбок?". Впрочем, нашлись по-настоящему недовольные решением Сейма.
Например, заседающий в парламентском комитете по делам сельского хозяйства депутат Кястутис Мажейка из партии "Союз крестьян и "зеленых" (СКЗЛ) посчитал, что "до конца 2022 года невозможно отмаркировать более миллиона животных". Оказывается, "в Литве чипирование коров, лошадей, баранов и овец за счет средств госбюджета растянулось на пять лет".
Мажейка на примере нового документа раскрыл типовой для парламента механизм рождения законотворческой инициативы. Сейм обязал правительство – оно обязало Минсельхоз, в котором не нашлось толковых работников, поэтому за помощью обратились в Минприроды – оно обязало замминистров создать рабочую группу, которая обязала ветеринарную службу представить проект закона.
Все иные законы тоже рождаются на свет не в высоких чиновничьих головах и кабинетах, а на уровне не особо юридически грамотных исполнителей. Поэтому парламенту приходится рассматривать бесконечные поправки и дополнения к каждому документу. Работа кипит на всех этажах Сейма, дело стоит на месте. Вот где зарыты корни парламентской неэффективности.
Розгами пороть
Если же фракции вдруг самостоятельно берутся за разработку или основательную коррекцию закона, на выходе всегда получается вариант много жестче первоисточника. Идеальная иллюстрация – попытка депутатов от неолиберальной Партии свободы приживить на литовскую почву толерантность в ее западном варианте. Как сказала староста фракции Ева Пакарклите, цель благая: запретить издеваться и унижать "членов социально уязвимых групп".
По-видимому, активисты "Свободы" не в курсе, что подобное запрещено действующим законодательством, в частности, Административным кодексом. Им нужна кровь, которую можно получить только драконовскими мерами.
"Каждый должен быть наказан за издевки и попытки унизить. Штрафы от 300 до 1000 евро достанут тех, кто публично глумится над возрастом, полом, сексуальной ориентацией, инвалидностью, расой, цветом кожи, национальностью, гражданством, языком, социальным происхождением, имущественным состоянием, вероисповеданием, взглядами и принадлежностью людей к тому или иному полу", – сформулировала сверхзадачу глава Минюста.
"Вы хотите регулировать даже болтовню", – в ответ не промолчала ее оппонентка Агне Ширинскене из оппозиционной фракции СКЗЛ.
Народные недра в очередной раз отреагировали нестандартно: "Будут ли наказывать за обзывание людей "ватниками" и "колорадами"? Если да, проголосую за". Пани Добровольска в ответ промолчала. Видно, сказать ей нечего. Не ответила она и на вопрос консерватора Юргиса Размы, партнера по правящей коалиции, пострадают ли СМИ, если процитируют слова, которые могут показаться издевательскими или унизительными?
Разма привел в качестве примера хлесткие заявления председателя Партии свободы Аушрине Армонайте. Она действительно выражений не выбирает. Причем так Армонайте характеризует коллег по Сейму.
Апофеоз безделья
Примером стопроцентного безделья Сейма может служить обсуждение вопроса о парламентской гостинице. Среди прочего решено, что депутаты, имеющие в Вильнюсе недвижимость, обязаны платить за отель, если проживают в нем. Странно, что этот само собой разумеющийся вопрос вообще внесли в рабочую повестку. Если, конечно, не брать во внимание "галочку" в графе "решено".
Эти примеры наглядно демонстрируют, как в Литве живут и трудятся народные избранники. Им еще за усердие деньги немалые платят из карманов налогоплательщиков. Можно сказать, перед нами пример построения коммунизма в отдельно взятом государственном учреждении, куда стремятся попасть многие, но прорываются только лучшие из лучших.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.