Польша и Балтия vs Белоруссия и Россия: как влезать в чужие дела и портить себе жизнь

© Sputnik

Митинги и столкновения с правоохранительными органами так и не привели к смене власти в Белоруссии, однако ее соседи – страны Балтии и Польша, похоже, не хотят мириться с поражением.

После волны организованных митингов и столкновений протестующих с полицией в Республике Беларусь (РБ) прошло уже семь месяцев. Беспорядки стихли, их организаторы разбежались по другим странам и сейчас уже не пытаются вывести людей на улицы. Белоруссия постепенно вернулась к нормальной жизни, которую тревожит разве что пандемия коронавируса, влияющая на весь мир.

© Sputnik / Виктор Толочко
Акция в поддержку президента Белоруссии Александра Лукашенко в Минске, архивное фото

Польша и страны Балтии еще с августа 2020 года, когда в Минске только начались митинги, призванные под предлогом несогласия с результатами президентских выборов привести к госперевороту, активно поддерживали так называемую оппозицию в РБ. Литва приютила у себя откуда ни возьмись возникшего лидера белорусской оппозиции – Светлану Тихановскую. Которая уже из-за границы вроде как координирует действия "активистов" на местах и якобы делает белорусскую внешнюю политику, разыгрывая достаточно сомнительную роль некого "правителя в изгнании".

Ну и все три балтийские страны с того времени многократно призывали Европейский союз ввести санкции против целого ряда белорусских предприятий. А чего же в итоге достигла Прибалтика в "праведной" борьбе за внутренние дела соседа?

Несмотря на призывы, толпы белорусских айтишников почему-то не ринулись в Балтию и Польшу. А те, в свою очередь, не открыли для себя новый рынок сбыта, не получили новые объемы транзита. Более того, миграция наиболее прибыльного бизнеса из Белоруссии в соседние страны почему-то также не случилась.

Если посмотреть на голые факты и углубиться в их детали, то окажется, что поддержавшие "беломайдан" получили взамен сплошные убытки и проблемы, на решение которых уйдут годы.

Делают вид, что победили

Начать, пожалуй, стоит с самого громкого и спорного тезиса, который балтийские СМИ и отдельные политики транслируют уже долгие месяцы. Речь идет об утверждении, что якобы белорусский бизнес, особенно IT-сектор, массово убегает из бывшей советской республики в страны Балтии, Польшу и на Украину.

Например, украинский телеканал "1+1" в телепередаче ТСН уверял общественность, что за вторую половину 2020 года Украина приняла 75 000 белорусов. Разумеется, никаких при этом официальных данных таможни никто не предоставил. И в открытом доступе такой информации, как ни странно, нет, хотя должна быть, если, конечно, это не выдумка.

© REUTERS / Sviatlana Tsikhanouskaya Headquarters
Заместитель госсекретаря США Стивен Бигэн на встрече с экс-кандидатом в президенты Белоруссии Светланой Тихановской в Вильнюсе, 24 августа 2020 года

А балтийские СМИ утверждают, что бизнес из IT-сектора переезжает, или намерен переехать, из Белоруссии, причем именно в балтийские страны и Польшу. "По опросу не самих айтишников, а IT-компаний, проведенному BEROC, 14% респондентов ответили, что у них происходит временная релокация отдельных сотрудников. 10% опрошенных средних IT-компаний уже открыли или собираются открывать новые офисы в другой стране в течение 2021 года", – известил литовский новостной портал.

А вот теперь голые факты, которые достаточно несложно проверить, поскольку подобная информация гостайной не является.

Упование на выход. У Тихановской еще жива "протестная надежда" >>>

В Литве, Эстонии и Латвии за последние полгода массовой регистрации IT-компаний из Белоруссии почему-то не наблюдается. Тотального исхода населения из Белоруссии также нет – на границе с Латвией, Польшей и Литвой никаких толп в течение прошедших семи месяцев никто так и не увидел. И самое главное – опросы, на результаты которых так любят ссылаться оппозиционеры и их "партнеры", о якобы бегстве белорусских IT-компаний проводил Центр экономических исследований BEROC. Что же это за организация?

Оказывается, BEROC – это совместный проект Стокгольмского института переходных экономик (SITE) и Экономического образовательного и исследовательского консорциума (EERC) при финансовой поддержке Шведского агентства по развитию (SIDA) и "Фонда Евразия" (East Europe Foundation). Организация сегодня позиционирует себя как независимый академический исследовательский центр в Белоруссии.

"Кто за девушку платит, тот ее и танцует"

Так откуда же деньги идут сотрудникам BEROC? И вот тут мы подходим к самому интересному.

East Europe Foundation, являющийся одним из спонсоров BEROC, – это частный фонд, который осуществляет свою деятельность при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID). Того самого USAID, которое поддерживало и финансировало активистов в разных странах, где в скором времени после этого (вот же совпадение!) происходили цветные революции и смена действующей власти.

Именно этот фонд выделял деньги венесуэльской оппозиции еще во времена Уго Чавеса, активистам "оранжевой революции" на Украине в 2004 году, а затем различным неправительственным организациям в этой стране вплоть до 2014 года. Кстати, теперь USAID официально помогает украинскому правительству с вопросом реформирования и приватизации украинских государственных предприятий или того, что от них осталось.

А теперь риторический вопрос.

Станет ли BEROC, финансируемый USAID, честно проводить опрос в Белоруссии или будет стремиться выставить белорусскую власть этаким кровавым режимом, от которого бизнес в лице IT-компаний убегает прямо-таки в панике? Думается, ответ очевиден.

Никто никуда не уходит

Как рассказал в беседе с Baltnews белорусский политолог РОО "Белая Русь" Петр Петровский, на самом деле в Республике Беларусь ситуация с бизнесом вовсе не такая, какой ее хотят видеть организаторы и сторонники протестов.

"Если мы посмотрим, какой бизнес больше всех рвался уйти из государства, то это был IT-сектор. Вот только динамика работы парка высоких технологий в 2020 году в стране продемонстрировала рост примерно в 20%. Конечно, есть отдельные прецеденты, когда из страны уходит IT-компания, но это отдельные случаи. Я имею в виду уход PandaDoc, которая, по сути, являлась стержневым центром поддержки протестов в РБ. Кстати, она в итоге провела релокацию не в соседнюю Литву или другую балтийскую страну, а в США, на территории которых у нее расположен головной офис", – рассказал Петровский.

По его мнению, релокация отдельных белорусских компаний из IT-сектора, если уж будет происходить, то, в большинстве случаев, не в соседние Польшу, Украину или страны Балтии, "а в государства, с которыми эти фирмы в основном сотрудничают – США, западные страны Евросоюза или в Китай".

"Впрочем, сейчас мы не видим какой-то массовой миграции компаний, наоборот, люди и бизнес остаются. Уходят лишь те, кто решил изменить свою судьбу через политическую активность и заработок политического капитала", – подчеркнул политолог.

Он также отметил, что те, кто решил покинуть РБ, уже давно это сделали. В целом, население и бизнес в Белоруссии стали больше мыслить, а не эмоционально реагировать – начали считать все "плюсы" и "минусы". Даже в период коронакризиса стало ясно, что простому гражданину выгоднее оставаться дома. Белоруссия стоит на 4-м месте в мире по количеству койкомест на 1 тыс. человек, на 10-м месте – по числу медицинских специалистов на 1 тыс. человек и на этом же месте в мировом рейтинге – по количеству аппаратов ИВЛ на 1 тыс. человек.

Проще говоря, жителю Белоруссии не получить такого уровня пакета социальных услуг в соседних странах, как у себя дома, а значит нет смысла просто так, без крайней необходимости покидать родину и переносить куда-то свой бизнес.

"Те, кто считает деньги и не поддается эмоциям, даже если не является сторонником действующей власти, остаются в Белоруссии. Это видно по динамике выездов из страны", – резюмировал Петр Петровский.

Проиграли по всем фронтам

Ни для кого не секрет, что Светлана Тихановская, ее сторонники, те, кто финансировал белорусскую оппозицию, страны, поддержавшие "беломайдан", добивались одного – привести Белоруссию к разрыву экономических связей с Россией, под крыло и влияние Запада. В идеале ожидалось тесное сотрудничество РБ с Польшей и Литвой, в чуть меньшей степени – с другими странами Балтии и Украиной.

Учитывая, что президент Александр Лукашенко неоднократно старался выстраивать отношения как Россией, так и с Евросоюзом, подобная задача выглядела вполне выполнимой. К примеру, споры правительства РФ и Белоруссии по цене на поставки нефти долгие годы считались для министерств иностранных дел обеих стран уже рядовыми вопросами.

Со значком на груди. Науседа подстрекает белорусов к протестам >>>

В итоге, правительства стран, преодолев многолетние споры, к 2020 году договорились о цене на углеводороды, которые Россия продает белорусским нефтеперерабатывающим заводам. Транзит из РБ перекочевал из балтийских портов в морские гавани Ленинградской области. Терминал в Усть-Луге уже принял первую партию нефтепродуктов из Белоруссии. Теперь каждый месяц в этом порту будут отгружать 37 тысяч тонн бензина.

А литовский порт в Клайпеде, по сути, лишился одного из своих крупнейших клиентов, которого заменить некем. В политическом же аспекте для стран Балтии политика на белорусском фронте обернулась еще большими потерями.

На собрании в феврале 2021 года, в котором участвовали 2700 депутатов со всей Белоруссии, был принят курс на сближение с Россией. Параллельно с этим событием Александр Лукашенко заявил, что парламент должен принять проект новой Конституции к концу текущего года.

"Беломайдан" фактически провалил все надежды балтийских стран и привел к обратному эффекту. Россия и Белоруссия сблизились еще сильнее, причем и в экономическом, и в политическом плане. Транзит товаров и сырья перекочевал в Ленинградскую область, а бизнес из постсоветской страны так и не убежал в балтийские государства. При этом Тихановская, которая до сих находится в Литве, уже не призывает к новой волне протестов, а в Евросоюзе о ней если и не забыли, то всерьез уже не учитывают в своей политике.

Большая часть людей, участвовавших в белорусских протестных мероприятиях, разочаровались в случившемся. Безвизовый режим в ЕС, как активистам на майдане в Киеве в 2014 году, им никто не обещал. Новые социальные пакеты в медицине и образовании, до которых балтийским странам, кстати, еще нужно расти, тоже никто не предложил. Деньги протестующим, видимо, тоже перестали поступать. А просто так удерживать человека на улице, когда он не ходит на работу, но ему надо кормить семью, долго не получится.

Школа ошибок своих и чужих

Впрочем, считает Андрей Максимов, вице-президент Российской ассоциации политических консультантов (РАПК), это вовсе не значит, что правительства стран Балтии и Польша сдадутся. Возможно, в скором времени мы увидим попытки реанимировать протестное движение в Белоруссии, правда, с использованием уже иного подхода.

"Те, кто поддерживал митинги и оппозицию, вряд ли так просто смогут еще раз вывести на улицы большое число людей. Ситуация как бы выгорела, ажиотажа уже не получится. Но вот внутреннее давление за счет экономических проблем стимулировать можно. РБ, в отличие от многих стран мира, не закрывалась на локдаун во время первых двух волн коронавируса, однако, если будет третья волна, правительству Белоруссии, скорее всего, придется пойти на жесткие меры. Это и используют сторонники "беломайдана". Других ведь рычагов у них нет", – объяснил Максимов.

Санкции и внешнее экономическое давление на постсоветскую страну уже не оказывают серьезного влияния, ведь она во многом теперь ориентируется именно на Россию. Вице-президент РАПК считает, что политики Литвы, Эстонии и Латвии постараются преподнести экономические проблемы своего соседа как неудачную политику лично президента Лукашенко, а не следствие пандемии.

Вопрос в том, получится ли на практике подобная интерпретация мировых процессов, и каков будет отклик на нее среди белорусского населения.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.