Литва из-за некомпетентности высшего политического руководства оказалась на грани коронавирусной пропасти. Вакцин не хватает, масштабные прививки остановлены, от продукции AstraZeneca пришлось отказаться. Жители в панике: что дальше?
"В голове коль нету лада, не ищи ты в поле клада" – народная поговорка как нельзя лучше отражает ситуацию, в которой сегодня оказалась Литва на фронте борьбы против пандемии COVID-19.
С момента появления в стране первых доз вакцин, привито один раз всего около 266 тысяч человек, дважды – почти 105 тысяч.
При населении в 2 790 000 цифры выглядят ничтожно. Планы вакцинации 70% населения к середине лета, без всяких расчетов родившиеся в головах советников президента Гитанаса Науседы, провалены подчистую.
Восточно-европейское Сомали
Хотя на литовском фармацевтическом рынке используют продукты компаний Pfizer, BioNTech, Moderna, AstraZeneca, а в апреле ожидают первую партию от Johnson & Johnson, ни один из поставщиков не выдерживает графиков.
Например, в очередной раз из Moderna сообщили, что "груз в Вильнюс задерживается".
Представитель Министерства здравоохранения, контролирующий поставки, Лукас Галкус тут же выскочил с объяснением: "производитель изменил порядок работы". И этим все как бы сказано: договоренности – это договоренности, а реальная жизнь – реальная жизнь, в которой интересы литовцев никого не интересуют.
Судя по тональности заявлений, компании и ее представителю в Литве глубоко плевать, что, цитируем прессу, "только в двух поликлиниках в столице республики вовремя не пройдут вакцинацию 400 пациентов". Сколько таких неудачников набирается по всему государству? Никто, включая журналистов, даже не упоминает.
Статистика, между тем, неумолима, и говорит об отрицательной динамике борьбы против эпидемии коронавируса.
Сократившиеся было в середине февраля случаи новых заболеваний и смертей вновь растут. Цифры не радуют ни медиков, ни жителей и по прогнозам вирусологов будут только расти.
На фоне абсолютного безразличия со стороны Европейского союза и полной импотенции собственной власти, Литва уверенно скатывается к ситуации, которая возможно разве что в восточно-европейском Сомали.
Коронованные дураки
"Беда одна не ходит", – говорит мудрый литовский народ. Современные юмористы не стесняются уточнять: "в Литве две беды – дураки и "корона".
Едва возникли первые проблемы с вакциной AstraZeneca и началась паника среди жителей, министр здравоохранения Арунас Дулькис категорически заявил: "вакцина качественная, никаких опасностей не существует", и он сам с удовольствием сделает прививку продуктом этой авторитетной фармакологической компании.
Через два дня этот же "гарант" остановил вакцинацию препаратом AstraZeneca, за что моментально получил нагоняй от главы государства. Науседа посчитал недопустимость непоследовательности такой фигуры, как глава Минздрава, и "дискредитацию вакцинации в глазах населения".
Министр Дулькис, премьер Ингрида Шимоните, депутаты из парламентского комитета по здравоохранению честным словом гарантировали надежность приобретенной ими вакцины. И раз уж она оказалась неэффективной и даже опасной для здоровья некоторой части населения, сей факт уместно бы открыто признать, а не делать хорошую мину при плохой игре.
На деле все происходит с точностью до наоборот. Например, глава правительства Шимоните днем 16 марта говорила о том, что отказ Австрии, Болгарии, Дании, Германии, Исландии, Ирландии, Италии, Испании, Латвии, Франции Индонезии и Таиланда от AstraZeneca принесет этим странам больше вреда, чем пользы.
"Каждый день мы теряем людей, умирающих от COVID-19, поэтому я бы сказала, что прекращение вакцинации препаратом AstraZeneca принесет больше вреда, чем пользы", – вот в каком ключе высказалась премьер Литвы. Без увеличительного стекла понятно – заявление прозвучало, чтобы поддержать репутацию шведско-британской вакцины, а на здоровье граждан своей страны главе кабмина, мягко скажем, плевать.
Критически настроенный по отношению к власти политобозреватель Витаутас Бруверис на этом основании даже позволил себе заявить в прессе, что приведенный выше пример говорит о куда более глубоких проблемах во властных коридорах:
"Чтобы поколебать процесс принятия ответственных решений, достаточно легкого волнения воздуха, мелкой волны в прессе, в общественном пространстве и даже в интернете, и взгляды меняются на противоположные. Впечатление такое, будто команда не чувствует ситуацию, не в состоянии прогнозировать события с собственном огороде".
Приходится с Бруверисом согласиться: всякое отсутствие прочных управленческих нитей внутри кабмина говорит о слабости правительства, его внутреннем недомогании и больших бедах, грозящих Литве, если симптомы останутся без изменений.
Когда политики напоминают преступников
Люди умирают, но власть продолжает с упорством обреченного бороться против России, Кремля и лично президента Владимира Путина, обвиняя страну двуглавого орла во всех коронавирусных тупиках Литвы.
"При проведении вакцинации населения литовские политики руководствуются соображениями геополитики и информационного противодействия Москве, а не благополучием граждан", – говорит политолог Александр Носович.
Он отмечает: если бы Литву заботило здоровье нации, страна бы не вышла на рубеже 2020/2021 годов на первое место в мире по скорости распространения COVID-19 на 100 тысяч жителей.
Еще большая беда заключается в том, что коронавирус ничему Литву и ее власть не научил. По-прежнему в высоких кабинетах слышны категоричные заявления против вакцин российского производства. Чтобы убедиться, достаточно зайти на официальную интернет-страницу местного МИД и ознакомиться с антироссийским бредом, который несет министр.
Складывается стойкое впечатление, что все высокопоставленные участники борьбы против Covid-19 объединены в организованную преступную группу, цель которой – любой ценой нажиться на горе и страданиях и достойно выглядеть на "стрелке" в компании еще больших преступников.
Долгой такая ситуация оставаться не может. Терпеливые литовцы ропщут на всех этажах гражданского общества. Можно предположить, что волна народного гнева просто разольется бесконтрольной рекой. Но революций, откровенно говоря, не хочется.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.