"Надо дать вирусу в кость", – с этими словами бывший президент Литвы Даля Грибаускайте подставила предплечье под шприц.
"Я доверяю прививкам. А вакцинация от коронавируса – это и моральная обязанность, чтобы не распространять болезнь, не заражать других", – сообщила она в Facebook, прикрепив к комментарию видеоролик и фото.
Чип и Дейл спешат на помощь
Но, представьте себе, нашлись в Литве поклонники Станиславского с его культовым "Не верю!". Актриса из Грибаускайте – действительно не кинодива Голливуда. Поэтому никому не известно, чем именно привили "Янтарную леди".
Шприц крупным планом на фото есть, но ампулы не наблюдается. На этом основании журналист Рута Янутене назвала ситуацию постановочной.
В 2012 году Рута подготовила ТВ-передачу, в которой собиралась рассказать о коммунистическом прошлом Дали и, возможно, ее учебе в Высшей школе КГБ.
Программу зарубили, всех над ней работавших уволили. В 2013 году журналист написала бестселлер "Красная Даля", но книга подозрительно быстро исчезла из продажи.
Ее следы в 2014 году мелькнули в Европарламенте, когда депутаты ЕП получили перевод на английский язык по электронной почте. Кто осмелился покуситься на светлый образ "главного оппонента Владимира Путина", осталось тайной. Но окопавшиеся в Брюсселе литовские консерваторы, разумеется, тут же отыскали след российской провокации.
И вот новая атака Янутене против Грибаускайте. Конечно, публичная вакцинация – это пиар, вопрос популярности неугомонного экс-президента на фоне вялых сегодняшних руководителей государства.
Ее противники затянули старую песню: Даля льет воду на мельницу Кремля, Москва благодарит своего агента "Магнолию" и повышает ей пенсию.
Но, если серьезно, есть основания полагать, что отставной леди делали не противоковидный укол, а, может быть, ввели комплекс витаминов.
Ведь если бы речь действительно шла о COVID-19, в поликлинику допустили бы журналистов ведущих телеканалов, на глазах которых достали из холодильника партию с ампулами. Выборочно бы взяли одну, продемонстрировали на камеры название, на глазах всей нации ввели вакцину пациентке.
Такая новость на сутки стала бы новостью № 1 не только для Литвы. В нашем случае не новость получилась, а пшик неизвестного происхождения.
Аналогичное произошло во время вакцинации Витаутаса Ландсбергиса. Он не был бы Ландсбергисом, если б в клинике не взнуздал любимого конька: "Прививка от коронавируса – это тоже борьба за литовскую независимость и смертельный удар по Кремлю!".
Даже всеядным литовским телепропагандистам ужасного качества агитация пришлась не по вкусу. Ни один ТВ-канал не решился включить эпизод с Ландсбергисом в ленту новостей.
Отличился и Ландсбергис-внучок, пообещав Украине помощь вакцинами, "как только в Литве их будет достаточно". Киевские медики высчитали, что при нынешних темпах вакцинации украинцев смогут привить только через двести лет.
В Литве дело движется немного лучше, вакцинация 70% населения займет 5–6 лет. Правда, даже в Зимбабве темпы выше, но здесь уже ничего не поделаешь. То есть переизбыток вакцины в руках у маленького Ландсбергиса появится примерно в 2026–2027 годах. Останется ли господин "Обещалкин" в тому времени в кресле министра иностранных дел?
Собака лает – караван стоит
Ни Грибаускайте, ни Ландсбергисам не удалось поднять престиж вакцинации в глазах общественности. Появившиеся 8 марта результаты опроса общественного мнения компании NielsenIQ говорят, что коронавирус вызвал беспокойство у 88% населения.
Однако вакцинироваться намерены только 36% в возрастной группе 16–64 лет. Еще 23% сказали, что скорее будут прививаться, чем нет. 26% жителей не намерены прививаться, 16% пока не определились.
Цифры вызывают озабоченность, поскольку медики считают, что для коллективного иммунитета хотя бы 90% жителей должны привиться или переболеть. Минимальный порог – иммунитет у 60–70% жителей. Процент несложно повысить, но для этого придется открыть Литву для российского "Спутник V", чего власть категорически не желает.
Однако, например, жители русскоязычного Висагинаса и польскоязычного района Шальчининкай в массе своей согласны только на вакцину российского производства. Много таких в Вильнюсе, Каунасе, Клайпеде. В целом по всей республике наберется тысяч 150.
На территорию РФ выехать могут далеко не все, поэтому люди с нетерпением ждут появления "Спутник" в Белоруссии, чтобы привиться в соседней стране. Или в Эстонии, руководители которой совсем не прочь открыть дорогу российскому продукту.
Но когда станут доступными коридоры возможностей? 8 марта радиослушатели в прямом эфире спросили замминистра здравоохранения Дангуоле Янкаускене, сколько литовцев умрет до окончания вакцинации.
Растерявшаяся женщина ответила, что не может сказать. Но можно подсчитать самим: если минимум суточных смертей от коронавируса равен 5, то в месяц умирает минимум 150 человек.
Конец вакцинации назначен на середину лета или начало осени. До этого срока Литва потеряет 670–800 человек, если костлявая старуха с косой не вздумает перевыполнять месячные планы.
Убийственно дорогая цена политического тугодумства топ-менеджеров страны. К слову, ни Грибаускайте, ни Ландсбергисов высокая смертность среди соотечественников тоже не тревожит. Для этих политпроходимцев принципиальный политический отказ от российского "Спутника" важнее.
Глухонемые люди "Х"
Однако серьезные чиновники из таких заявлений делают нужные выводы. Вот уже Дарюс Яунишкис, директор Департамента государственной безопасности Литвы, и Элегиюс Паулавичюс, начальник Департамента оперативных служб (разведка и контрразведка) Министерства обороны, в докладе "Об угрозах национальной безопасности в 2020 году" заявили: "Ковидные диссиденты в Литве – это продукт кремлевской пропаганды".
По мнению сказочников, жидкая российская вакцина в организме кристаллизуется и превращается в чип, с помощью которого безмозглым существом можно управлять дистанционно. Чтобы не случилось зомбирования общества, "Спутник" в стране под запретом.
"Россия преследует традиционные цели – разжигает конфликты межу странами Запада и внутри государств, поддерживает евроскептиков, подкармливает политиков, которые говорят и показывают беспомощность НАТО и Евросоюза" – это цитата из доклада об угрозах Литве в 2020 году.
Китайцев обвинили в "коронавирусной и масочной дипломатии". Мол, возят маски по всему миру, стремятся к господству на планете. Россиян – в интервенции в Латинскую Америку, Юго-Восточную Азию, Индию и Африку.
По мысли литовских разведчиков, обе страны оперативно приспособились к быстроменяющейся международной обстановке в сфере безопасности и жаждут воспользоваться пандемией в целях пропаганды и дезинформации.
Кот мышей не ловит
Литовские спецслужбы о геостратегических целях КНР и РФ знают практически все. По меньшей мере, так сами говорят. Если все время уходит на аналитику такого рода, понятно, почему его не хватает на изучение ситуации в собственной стране.
Между тем абсолютно коррупционные схемы, порожденные коронавирусом, – очень реальная угроза для национальной безопасности Литвы и ее жителей. Когда они узнают, кто и сколько украл на поставках масок, перчаток, респираторов, вакцин, специального оборудования и так далее? Наверное, никогда.
Агенты спецслужб могли бы своевременно ответить и на такой вопрос общества: если Литва – равноправный член ЕС, почему к нашей стране в Брюсселе относятся как к восточно-европейскому Сомали?
Однако для такой аналитики место в головах сотрудников департаментов Министерства обороны природой не предусмотрено.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.