Зачем Литва скрывает фамилии бывших сексотов и агентов КГБ СССР

Консерваторы и либералы, обосновавшиеся на вершинах власти в Литве, категорически не согласны начать полноценную люстрацию. Вильнюс покрывает прошлое завесой тайны.

Рита Тамашунене, Беата Петкевич и Чеслав Ольшевский, депутаты Сейма Литвы от партии "Избирательная акция поляков – Союз христианских семей" (ИАПЛ-СХС), предложили коллегам рассекретить информацию о лицах, добровольно признавшихся в сотрудничестве с КГБ Советского Союза. Чтобы идею не засушили в парламентских кулуарах, "тройка" зарегистрировала проект поправок к закону.

Чеслав Ольшевский

В данный момент фамилии тех, кто добровольно прошел процедуру люстрации, засекречены на 75 лет. Сейм принял такое решение в 2015 году. Отказавшиеся признаваться в связях со спецслужбой СССР получили неприятный подарок от литовского государства. Их рассекретили, данные обнародовал на своем сайте национальный центр исследования геноцида и сопротивления жителей Литвы (ЦИГСЖЛ).

Зачем прошлое ворошить

Инициаторы очередной законотворческой инициативы считают, что у государства со всеми его институтами есть возможность шантажировать граждан из числа экс-"чекистов" на основании информации, которой в состоянии распоряжаться всякий желающий. Ситуация может отрицательно сказаться на уровне национальной безопасности из-за своевременно нерешенного вопроса люстрации.

Беата Петкевич

Люстрация – это процесс отстранения от власти и ограничения в правах лиц, которые были уличены в преступной или антинародной деятельности за время их работы государственными служащими при правлении отстраненного от власти режима. Этимологическое значение термина "люстрация" происходит от латинского слова lustratio, что буквально переводится как "очищение".

Дело в том, что у общественности системно возникают вопросы к биографиям чиновников, занимающих высокие государственные посты. Если закон о люстрации модернизируют, Литва предаст огласке фамилии всех тайно сотрудничавших со спецслужбами СССР. Этот болезненный, однако назревший шаг окончательно закрыл бы тему агентов КГБ, пресек возможные манипуляции и домыслы.

Надо сказать, что сотрудники ЦИГСЖЛ неоднократно злоупотребляли доверенными им тайнами. Среди самых скандальных случаев – обвинения покойного народного артиста СССР Донатаса Баниониса и покойного руководителя и дирижера национального камерного оркестра Саулюса Сондецкиса в связях с КГБ.

© РИА Новости
Литовский актер Донатас Банионис

Позже люстрационная комиссия установила, что оба не сотрудничали со спецслужбами – доказательств нет. Однако поезд политического заказа, как говорится, к тому времени уже ушел. Детям и родственникам псевдочекистов пришлось отмывать усопших от грязи, которую на известные фамилии вылили сознательно.

История вопроса

В 2017 году Збигнев Едински из ИАПЛ-СХС зарегистрировал в секретариате Сейма проект документа, позволяющего рассекретить имена и фамилии лиц, тайно сотрудничавших с КГБ. Как пояснил депутат в сопроводительной записке, "сотрудничавшие с КГБ, будучи засекреченными, являются потенциальными вредителями государства, и никто не может гарантировать, что они до сих пор не являются агентами соседних государств". Люстрацию Едински предлагал начать с января 2018 года.

© Sputnik/ Владимир Вяткин
Литовский дирижер Саулюс Сондецкис

Чтобы лучше понимать происходившее, нужно сказать два слова о пане Збигневе. Он не был октябренком, пионером, комсомольцем и членом КПСС. Жившая в провинции его семья сторонилась любых проявлений преданности или восхищения социалистическим строем. Но никто из родных не участвовал в сопротивлении или противостоянии советской власти. Просто жили привычной жизнью: работали, молились в костеле, учились, служили в армии и растили детей.

Эта деревенская закваска очень помогла Збигневу Едински сохранить трезвые взгляды и независимость в литовском парламенте, который постоянно раздирают симпатии и антипатии влиятельных кланов или временных группировок. Зная, что предложенную им инициативу скорее отклонят, чем примут, депутат-поляк все-таки шел до конца.

Удивительные факты

Парламент в первом чтении одобрил предложенный проект. Правда, критики назвали законотворческую инициативу противоречащей правовым обязательствам государства и выгодной Кремлю, поскольку спецслужбы России не знают, кто из бывших агентов повинился перед Литовским государством. Все "дизлайки" шли от членов партии "Союз Отечества – Литовские христианские демократы".

Дарюс Яунишкис

Например, консерватор Арвидас Анушаускас говорил, что речь можно в таком ключе вести только о дипломатах и руководителях основных стратегических предприятий. Литовская разведка вовсе считает, что российские органы безопасности нацелены на государственных служащих, не декларировавших бывшее сотрудничество с КГБ, используя для этого информацию, хранящуюся в российских архивах.

К слову, директор ДГБ Литвы Дарюс Яунишкис неоднократно отмечал: уязвимыми и шантажируемыми со стороны России могут быть как признавшиеся в бывшем сотрудничестве с КГБ, так и умолчавшие о своих связях.

Агентство BNS распространило такую информацию: в сотрудничестве с госбезопасностью СССР призналось всего 1589 человек. А сохранившиеся документальные материалы позволяют предположить, что в 1940–1991 годах с КГБ Литовской ССР сотрудничало около 118 тысяч жителей республики разных национальностей.

Но основной легион составляли все-таки литовцы – их было около 100 тысяч. Или 4% от всего населения. Ни в одной другой республике СССР не было столько желавших примазаться к делу Феликса Эдмундовича Дзержинского.

Артисты погорелого театра

Почему в Литве 30 лет носятся с люстрацией, как дурень с писаной торбой? По нескольким причинам.

Первая – могут пострадать люди из когорты власть предержащих. Вторая – у большого количества так называемых зеленых братьев исчезнет ореол мучеников, боровшихся с оккупантами, поскольку на деле герои частенько оказывались агентами НКВД-МГБ-КГБ. Третья – на свет божий вылезут делишки активистов "Саюдиса", часть из которых добросовестно строчила доносы на своих же соратников.

Как очень уместно пошутил литовский политобозреватель, "в тысячный раз заседал совет старейшин по поводу люстрации, но так и не пришел к окончательному результату. Сами заседающие не хотели, чтобы их люстрировали".

Это четвертая причина. Среди депутатов Сейма Литвы есть такие народные избранники, кто не за страх, а за совесть служил интересам советской спецслужбы. Поговаривают, есть такие среди президентов Литвы, спикеров парламента, премьеров, судей судов всех инстанций. Не до люстрации им всем.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.