В Литве напряжение между президентурой и правящей коалицией достигло невиданного прежде максимума. Можно говорить о "холодной" войне, которую премьер-министр Ингрида Шимоните со своим окружением развязала против Гитанаса Науседы и его команды. Конфликт вышел за пределы высоких кабинетов, о чем говорят политические обозреватели, пишет несистемная пресса.
Нарыв начался с пустяка и зрел почти три месяца. В ноябре 2020 года многие кандидаты на посты в новое правительство стали для президента неожиданностью, и тот критично высказался о способностях выдвиженцев премьера. Мнение Науседы в итоге оказалось проигнорированным, что могло стать первопричиной нынешнего противостояния, считает доцент кафедры политологии военной академии Витаутас Исода.
Затем последовало торможение вакцинации, в чем глава государства обвинил министра здравоохранения. Пиковой точкой противостояния стали некрасивые споры о представительстве Литвы в Совете Европы. По традиции в Брюссель летает президент, но с 2012 года начались разговоры о необходимости присутствия на саммитах ЕС премьера, по примеру ФРГ.
То есть правящая коалиция намерена вовсе отсечь Науседу от центра ЕС. Если такое произойдет, в компетенции литовского лидера останется только формирование внешней политики Литвы. Например, придется плотно заниматься белорусскими проблемами, к которым президент явно неравнодушен.
Науседа налетел на небесную ось
Неизвестно, какого прогресса достигнет команда с площади Дауканто на этом участке литовского политического фронта. Подписант Акта независимости от 11 марта 1990 года, бывший министр обороны Аудрюс Буткявичюс высмеял президента и его советников за дилетантизм взглядов и подходов к продвижению демократии в Белоруссии.
Ходят слухи, что Буткявичюс в свое время приложил руку к революции в Грузии, к киевскому майдану и даже к правительственному кризису в Киргизии.
Если действительно так, то профессиональный революционер знает, о чем говорит. Послушаем. "Действующая власть с еще большим запалом продолжает начатую предшественниками политику, которой значительно ухудшили отношения с официальным Минском. А преемники вбили в гроб последний гвоздь – решили объявить президентом Светлану Тихановскую. Ее удостоили премии свободы и, отвечая на пожелания, заговорили об изменении названия соседней страны", – напомнил Буткявичюс.
При таких шаблонных движениях трудно прогнозировать прогресс в ближайшем будущем. Все, что Литва делает сейчас, – это дальнейшее разжигание конфликта с соседом. Изменение названия страны без официальной просьбы ее руководства – абсурд. Ситуация усугубляется еще и тем, что Вильнюсу абсолютно неизвестно мнение самих белорусов по этому вопросу. Как до сих пор неизвестно, является Тихановская главой государства, или литовские власти придумали выгодную себе куклу-марионетку.
"Вильнюсские мечтатели", по мнению политика, ведут себя так, будто основная цель заключается в создании напряжения и конфликтов вокруг себя. Конечно, конфликты иной раз используются в политике для достижения конкретной цели, и в таком случае их можно оправдать. "Но разве смена наименования государства – серьезная цель?" – недоумевает Буткявичюс.
Профессиональному поджигателю цветных революций хочется выяснить, какой ощутимой и реальной большой цели добивается Литва, понимая, что немцы, французы, скандинавы, не говоря уже о других странах-членах ЕС, поддерживают ее минимально и формально.
В США сегодня тоже существуют и, вероятно, еще долго будут существовать внутренние трения, которые не позволят уделять много внимания европейским проблемам. А если президент Джо Байден продолжит политику Барака Обамы, то Вашингтон еще продолжительное время не будут интересовать отношения литовцев с белорусами.
Если цель президентуры заключается все-таки в смене названия соседней страны, темпераментный Аудрюс напоминает: в Литве с давних пор используется слово "Гудия". Если по-литовски немцы – это vokiečiai, а поляки – lenkai, ничто не мешает белорусов звать "гудами". Вопрос лишь в том, как подобную новацию воспримут сами белорусы. Не окопавшиеся в Вильнюсе политические эмигранты, а те, что живут и работают на своей земле. Наверное, им не слишком понравится вмешательство чужаков. Вот конфликт и готов!
"В литовских планах может значиться восстановление государства Литбел (Литбел – обиходное название созданной большевиками в 1919 году Литовско-Белорусской Советской Социалистической Республики – прим. автора) под руководством Винцаса Мицкявичюса-Капсукаса. Тогда обхаживание белорусской оппозиции в Вильнюсе можно расценивать как первый шаг на пути реализации этого проекта", – отметил Буткявичус.
Иначе неумной политикой на белорусском направлении руководство страны загонит свое государство в тупик, сделав посмешищем для всего мало-мальски политически образованного мирового сообщества.
Мельница Богов
Еще один отец литовской независимости, бывший директор департамента госбезопасности Литвы, Мячис Лауринкус попытался разложить по полочкам литовскую политику в отношении России. Картина получилось также безрадостной.
По мнению Лауринкуса, неопытный министр иностранных дел Габриэлюс Ландсбергис и его координатор, малоопытный Гитанас Науседа, "купились" на угрозы министра иностранных дел России Сергея Лаврова "разорвать отношения с Европейским союзом" и оба начали трещать про "истинное лицо России", так и не поняв, какое оно на самом деле.
"Недаром говорят, в дипломатической импровизации русским нет равных, – сказал Лауринкус. – С помощью прессы Москва послала ясный сигнал европейским столицам: появятся новые санкции – появятся болезненные ответы". И, по словам дипломата, в Брюсселе сразу началась паника. Подводя ее итоги, МИД Литвы с горечью признал: к сожалению, санкций пока не появилось. Чего следовало ожидать, а не трубить во все стороны Европы о своих желаниях.
Еще один упрек Лауринкуса в адрес проводников литовской внешней политики прозвучал в связи с желанием Вильнюса заблокировать вторую очередь "Северного потока–2". По данным политика, из-за арктических холодов Германия купила у "Газпрома" топлива на 35,5%, Турция – на 30%, Италия – на 112%, Франция – на 43%. Смягчилась категоричная позиция США.
"Мир начал думать, куда дует свежий ветер. Только литовская президентура и МИД не почувствовали перемен", – считает Лауринкус.
Конечно, борьба Литвы против российского газа не должна прекращаться. Однако она и не должна носить категоричного и скандального противостояния взамен тонкой дипломатии. И пора понять, что в Европе правят национальные интересы, а не ценности, мнения, убежденность.
"Литве может не отыскаться места в недалеком будущем, когда из-за пандемий, экологических катастроф и других аномалий поменяются в корне отношения между государствами. Но и без катаклизмов отношения между Россией и Западом не такие плохие, какими видятся участникам литовской политической мельницы", – заявил Мячис Лауринкус.
Обсуждение проблем Брюсселя. Отношения России и ЕС зашли в тупик >>>
И подчеркнул, что со времен Гришки Отрепьева и Бориса Ельцина Россия очень-очень сильно изменилась. И "надо забыть, что она раскинулась только до Урала, за которым начинается Китай". Если прежде в Европе считали, что ЕС нужен Москве, как друг против Пекина, сегодня об этом лучше не вспоминать.
Вокруг – сплошные грабли
Жаль, что прописные истины литовским модераторам внешней политики никто не объясняет. Отсюда провал за провалом на восточном направлении, каждый из которых, по мнению отцов независимости, несет Литве вред: и МИД, и президентура "подают воду на "мельницу" президента Владимира Путина".
"Увы, наша власть не желает этого понять и вновь наступает на одни и те же грабли. Политику генерирования конфликта, испортившую отношения с Россией, проводил Витаутас Ландсбергис. Позднее эстафету от него приняла Даля Грибаускайте. Их усилия не пропали даром – Литва стала врагом Москвы. Теперь в том же направлении поворачивает новый руководитель МИД Габриэлюс Ландсбергис, а наш президент Гитанас Науседа, видимо, тяжело болен, поскольку иначе трудно объяснить отсутствие его внимания к исполнению вмененной в его обязанности функции координирования внешней политики", – в один голос утверждают оба подписанта Акта независимости от 11 марта 1990 года.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.