"Мало ли какой план": Литва все думает, как ей себя вести с Белоруссией

© Sputnik

Профессор вильнюсского университета раскритиковал команду президента Литвы и сборную МИД за полное отсутствие сколь-нибудь внятной стратегии в отношении Белоруссии, хотя это направление официально объявлено приоритетным.

В Литве профессора Рамунаса Вильпишаускаса из Института международных отношений причисляют к числу лучших литовских политологов. Он объективен, в отличие от экспертов, работающих в интересах крупных партий. Если кто-то в политологическом сообществе Литвы достоин доверия, под номером один в списке будет стоять Вильпишаускас.

"Неуд" от профессора

Принципиальность политолога проявилась в очередной раз на фоне антилукашенковских настроений, которыми больны команда президента Гитанаса Науседы, правительство Ингриды Шимоните и, что особенно важно, дипломаты из МИД.

На заседании Совета по внешней политике при главе государства бывшая сотрудница Департамента госбезопасности Аста Скайсгирите неожиданно "прокололась", заявив: "Необходимо создать долгосрочную стратегию в белорусском вопросе".

Слышали многие, но только Вильпишаускас возмутился: официальный Вильнюс более полугода работал вслепую с белорусской оппозицией и другими противниками Лукашенко? Неудивительно, что команда президента не достигла никаких результатов. Ведущий политолог выступил в печати с большой статьей, в которой попытался расставить точки над "I".

В чем суть? После победы Гитанаса Науседы в мае 2019 года на президентских выборах жесткая политика Дали Грибаускайте в отношении Белоруссии стала меняться в сторону восстановления диалога.

Новый глава государства для поворота лицом к Минску выбрал прекрасный момент: отношения между белорусами и россиянами казались избыточно натянутыми, а между белорусами и европейцами и белорусами и американцами как никогда теплыми.

Депутат Сейма от фракции консерваторов Лауринас Касчюнас в те дни поддержал планы главы государства:

"У нас в Литве два подхода к Белоруссии. Первый – мы понимаем, что это авторитарный режим, но надо приоткрыть двери на Запад, чтобы Лукашенко балансировал между Западом и Востоком. Второй – Лукашенко уже на Востоке, вопрос только в длине цепи зависимости от Кремля. Минск торгует суверенитетом уже 25 лет и будет торговаться дальше".

Подходы Науседы и его сателлитов изменились в одночасье после объявления Александра Лукашенко законно избранным президентом на выборах 9 августа 2020 года. Разговоры о необходимости диалога сменились заявлениями о необходимости международной изоляции Батьки, о санкциях и о всемерной поддержке уличной оппозиции.

Спустя полгода приходится констатировать – никаких прорывов Литве совершить не удалось, хотя она являлась главным европейским мотором на белорусском фронте. Нахрапом сменить власть в Минске не получилось, санкции ЕС оказались малоэффективными, ответные меры Минска по переводу транзита в российские порты больно ударили по литовским морским воротам и железной дороге.

Ответный удар

Болезненный ответный удар из Белоруссии стал возможен именно из-за отсутствия у Вильнюса четкой и глубокой стратегии.

Тактика противостоянию Минску тоже не оказалась идеальной. Единственным утешением для Вильнюса может быть высокая оценка партнеров по Восточной Европе, которые считают, что "Литва была очень заметна среди стран Евросоюза и показала себя лидером, который стремится привить демократические ценности на почву соседних стран".

Вильпишаускасу очевидно, что в Литве напрочь отсутствовала координация усилий государственных институтов. Вильнюсу так же сильно мешала нерасторопность и поверхностность Брюсселя в разработке антилукашенковских санкций.

Белорусов они затронули мало, но бумерангом ударили по рядовым литовцам, как в случаях с сотрудниками санатория "Беларусь" на курорте Друскининкай, с железнодорожниками и докерами.

Считать мощной санкцией перенос чемпионата мира по хоккею из Минска в Ригу было бы наивно. Белоруссия потеряет только возможные прибыли. Получит ли их Латвия – открытый вопрос, но убытки понесет гарантированно.

Возможно, эти ошибки в какой-то степени связаны со сменой парламентской власти и кабинета министров в Литве. Но это и прокол команды президента, которая не учла ухода одних политиков и появления во властных структурах новых лиц. Достаточно было взять недлинную паузу, и многих проблем удалось бы избежать.

Например, Литва для белорусского бизнеса стремится стать максимально привлекательной, заманить в первую очередь компании информационных и других высоких технологий. Но дело явно тормозится.

Несмотря на декларации, соседей здесь не ждут. Поэтому они предпочитают уводить высокотехнологичный бизнес в Польшу и на Украину, которые создали значительно более гибкие условия в сравнении с литовскими.

Фактически в Вильнюсе окопались только компании, создающие низкую прибавочную стоимость, гуманитарные организации и предприниматели-одиночки.

Белорусские гримасы

К сожалению для Литвы и к счастью для Белоруссии, среди белорусских диссидентов, воспользовавшихся гуманитарными коридорами для эмиграции, оказалось немало мошенников. Для государственной прессы LRT неприятным открытием стал факт обмана беженцев своими же.

Установлено, что Наталия Колегова, директор работающего в Вильнюсе центра Dapamoga, обирала соотечественников, нуждающихся в крове, продуктах, одежде, бытовых мелочах, различных медицинских документах.

Журналисты не называют присвоенных Наталией сумм, но счет идет на десятки тысяч евро, полученных на поддержку оппозиционеров от международных фондов, литовских общественных организаций и бизнесменов. Финансовые отчеты об использовании средств фальсифицировались руководством центра Dapamoga, подписи не желавших мараться в махинациях примитивно подделывались.

Нечистоплотность борцов против "режима" – очень чувствительный удар по организаторов протестного антилукашенковского движения. Впрочем, что еще можно было ожидать от политиканствующих мошенников?

Литовская сторона в отношении Минска больше морализирует, жонглирует ценностями, но реального отпора президенту Лукашенко дать не в состоянии. Уж слишком разные возможности у конфликтующих сторон. За спиной Минска стоит Москва, за спиной Вильнюса – разобщенные между собой партнеры по ЕС со своими национальными интересами.

Успешно продать "белорусский кризис" удается только региональным союзникам в лице Риги и Варшавы. Даже Киев не желает вводить санкции против Батьки, покупая у него электроэнергию, нефть, бензин, дизельное топливо, мазут, другие товары.

Вопрос без ответа

Для Вильнюса "свалить Лукашенко" равнозначно "свалить Владимира Путина". Антироссийская нацеленность не скрывается. Например, консерватор Аудронюс Ажубалис говорит прямо: "Белоруссия – это большой проект Кремля, опасный для Литвы. Наша задача – трансформировать проект в нерентабельную затею".

Коллегу по партии и парламенту целиком поддерживает Лауринас Касчюнас, занимающий пост руководителя Комитета по национальной безопасности и обороне (КНБО):

"Ключ не в Минске, а в Кремле. Вопрос в фундаментальных демократических реформах. Их долго не будет, потому что реформы – конец власти Лукашенко. Я знаю, что Литве надо делать, и она это делает – усиливает НАТО, интегрируется с Польшей, с другими балтийскими странами".

С точки зрения официального Вильнюса, Ажубалис и Касчюнас мыслят в правильном направлении. "Но не это в международной жизни принято понимать под стратегией", – резюмирует лучший литовский политолог Рамунас Вильпишаускас.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.