В день защитников Свободы, 13 января 2021 года, Литва жаждала победы баскетбольного "Жальгириса" над московским ЦСКА. Выигрыш стал бы фееричным завершением дня, в который литовцы торжествуют по случаю победы в "войне против СССР" в 1991 году.
Игра завершилась со счетом 83:73 в пользу ЦСКА. Литва погрузилась в похоронную тишину и погасила в окнах свечи, зажженные в память о событиях 30-летней давности.
Революция, независимость, Ландсбергис
Вместе со всеми глубоко разочарованным по случаю поражения "Жальгириса" выглядел и консерватор Витаутас Ландсбергис.
13 января для него – традиционный день возвышения. С раннего утра телерадиожурналисты, газетчики и сотрудники сетевых изданий разрывают на части "отца литовской поющей революции", с открытым ртом слушают альтернативную историю и фантазии очень пожилого человека, предоставляют ему прайм-тайм и оглушительно поют "Аллилуйя".
Например, в нынешний день защитников Свободы главный консерватор отметил, что Литва встречает 13 января "с высоко поднятой головой, поскольку этот день – день победы государства. В 1991 году против него была начата необъявленная война, которая до сих пор не завершилась".
Никто в Литве точно не знает, учился ли Ландсбергис ораторскому искусству, но выступает он блестяще. Из самых простых слов Витаутас умудряется выстроить словесные конструкции, которые магнетизируют толпу.
Ни одного литовского националиста не оставят равнодушными яркие метафоры: "штурм телебашни в Вильнюсе – ночь, когда СССР приговорил себя к смерти", "советские кровожадные агрессоры", "сталинская империя зла со столицей в Кремле".
И так в каждой статье, интервью, комментарии: "Россия – агрессивный монстр, главный враг Литвы".
В прошлом году Витаутас Ландсбергис обвинил Россию в аннексии Калининградской области:
"Надо знать, какой у нас сосед на востоке и со стороны аннексированной Калининградской области. Двуглавое и двухвостое российско-белорусское союзное государство, которое, как плоскогубцы, готово давить нас".
Политики, политологи и журналисты со слов консерватора любят повторять фейк о том, что на Потсдамской конференции якобы союзники передали Кенигсберг СССР только на 50 лет. Срок истек в 1995 году. Следовательно, считает Ландсбергис, пришла пора пересмотреть статус самой западной области РФ.
А за год до этого, 13 января 2019 года, Ландсбергис много говорил о Белорусской АЭС: "тикающая атомная бомба", "ядерный монстр", "угроза европейским столицам" и так далее.
Потом Ландсбергис переплюнул сам себя, когда заявлял о стране-соседе: "Литва не должна платить за грязную веревку, на которой ее хотят повесить белорусы" и "белорусы поставили нам на стол вымазанные в навозе ботинки".
Только вот тогда он не догадывался, что в августе 2020 года придется забыть о сказанном и начать восхищаться "очнувшимся от тюремной вони народом, который готов умереть за свободу".
Если подвести черту, можно сделать такой вывод: Ландсбергис всегда Ландсбергис – он переобувается на ходу, исходя из повестки дня.
Три вопроса для антигероя
Адекватная часть литовского общества не сомневается: гибель людей 13 января 1991 года – дело рук провокаторов во главе с Витаутасом Ландсбергисом.
Новоявленному фюреру очень хотелось остаться в истории ХХ века личностью, развалившей СССР и возвратившей Литве независимость.
Слова политзаключенного Альгирдаса Палецкиса "Свои стреляли в своих" – не метафора, а факт. Его много раз подтвердили, в том числе, первый военный министр Аудрюс Буткявичюс, другие участники и свидетели событий у телебашни.
Пишущие по так называемому "делу 13 января", в том числе и в России, как правило, ищут ответы на три, по их мнению, важнейших вопроса: знал ли о ситуации Михаил Горбачев, как погибли люди, кто стрелял?
Ответы давно известны. У организаторов "поющей революции" следует иное спрашивать: сколько стоила "поющая революция", кто ее финансировал, чем в тот день в Вильнюсе занималась группа агентов ЦРУ, которыми руководили Андрюс Эйва и Леонардо Хоф?
Лично у Ландсбергиса можно поинтересоваться, почему он тянет революционное одеяло на себя?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.