Обеспечить равный доступ к вакцине: как Россия может помочь русским жителям Литвы

О том, как быстро и успешно будет проходить вакцинация в Литве от Covid-19, а также о проблеме доступности вакцины для всех жителей во всех уголках страны в интервью Baltnews рассказал общественник Сергей Резник.

По мировым СМИ прокатилась плохая новость: второй год пандемии Covid-19 может оказаться тяжелее первого. 13 января такой прогноз сделал директор программы по чрезвычайным ситуациям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) Майкл Райан.

За 15 дней декабря и половину января эпидемиологическая ситуация в Литве благодаря экстраординарным мерам заметно улучшилась. Почти вдвое сократилось количество инфицированных в сутки. Страна в антирейтинге Евросоюза опустилась с первого места по количеству заболевших на 100 тысяч населения на четвертое. Однако общая картина не настолько благополучна, чтобы 31 января отменять карантин, заявила в середине месяца глава кабинета министров Ингрида Шимоните.

Вакцинация в Литве от Covid-19 только набирает обороты, но остро стоит вопрос о том, будет ли вакцина доступна для всех жителей страны. Об этом и других аспектах вакцинации в интервью Baltnews рассказал общественник Сергей Резник.

© BALTNEWS.lt / Маргарита Кох
Сергей Резник

– Сергей Трофимович, с каких пор вы стали интересоваться коронавирусом?

– Когда окажетесь по возрасту в группе риска, поневоле начнете интересоваться. И обнаружите много вопросов, на которые нет ответов.

Несмотря на старания ВОЗ, усилия сотен тысяч медицинских светил в области вирусологии и эпидемиологии, землянам до сих пор неизвестно, откуда пришел Covid-19. Никто не может с академической уверенностью объяснить, как он распространяется и почему люди в возрасте болеют чаще и тяжелее, чем молодые или средних лет. Слава богу, но одновременно странно, что практически не болеют дети, хотя их иммунная система намного слабее, чем у взрослых.

На разработку вакцин во всем мире потрачены миллиарды долларов, но врачи никак не могут решить самые простые вопросы. Например, какие маски эффективны и стоит ли ими в принципе защищаться.

Пандемия коронавируса – это история, полная необъяснимой неизвестности. К сожалению, таковой она останется для человечества и в 2021 году.

– Эти факты интересны, но какое у них практическое значение?

– Начну со свежей статистики. В Литве смертность от вируса уже выше, чем в автоавариях за минувшие десять лет – около 2250 случаев. Ежегодно в ДТП гибнут примерно двести человек. Covid-19 эту высоту берет за восемь дней.

Департамент статистики при Минфине утверждает, что в минувшем году смертность оказалась самой высокой начиная с 1990 года.

В минувшем декабре начали умирать медики, что прискорбно вдвойне. Врачей, среднего и младшего персонала катастрофически не хватает. На борьбу против пандемии брошена вся литовская медицина. Соседка по даче нуждается в операции, семейный врач в ответ разводит руками: операции в данный момент делают только в исключительных случаях, а у вас – рядовой, поэтому терпите и ждите.

По последним данным, официально уже переболело примерно 170 тысяч человек. Но это, подчеркну, официальная информация.

А сколько людей, особенно в сельской местности, по разным причинам не стали обращаться за помощью? Врачи утверждают – все цифры нужно умножать на два, чтобы получить более-менее верную картину происходящего.

Скольких людей инфекция поджидает за ближайшим углом? Трудно даже предположить с учетом уже выявленных мутаций коронавируса и тех, что существуют, но пока не обнаружены.

Вы спрашиваете, какую пользу можно извлечь из статистики? Понимание того, что коронавирус не уйдет ни в 2021 году, ни позже. Значит, нужно всемерно беречь себя и родных, если не хочешь отправиться в последний путь вперед ногами.

– В Литве началась вакцинация. Будем надеяться, что лекарства собьют волну эпидемии.

– Я не иммунолог и не эпидемиолог. Но очевидно, что темпы вакцинации ничтожны. По словам премьер-министра Ингриды Шимоните, в ЕС сроки поставки препаратов от Covid-19 остаются серьезной проблемой.

К тому же фармацевтическая компания Moderna на 33% повысила цены, и правительство Литвы решило не закупать у нее 310 тысяч доз. Это количество попытаются компенсировать продукцией фирмы Pfizer.

Но хорошо ли, когда человека колют одной вакциной, чтобы через 21 день уколоть другой? Мне кажется, выбран не лучший вариант.

К тому же у вакцины от Pfizer плохая репутация. Пресса буквально на днях сообщила, что в Норвегии после прививок умерли более двадцати человек.

Старинный приятель написал из Португалии: умерла врач Соня Асеведо из института онкологии в Порту. Тоже после прививки Pfizer. Женщине шел 41 год. Ушла внезапно, двое детей осиротели. К чему литовцам такие эксперименты?

– Скандалы с вакцинацией нужных людей вне очереди вы как охарактеризуете?

– Президент Гитанас Науседа назвал жутким цинизмом проталкивание "блатных" без очереди. Я считаю, это примеры мародерства на поле боя.

С другой стороны, вполне объяснимо желание людей привиться любой ценой, не заболеть, не умереть. Пролезая без очереди, такие ловкачи своим поведением доказывают, что не верят государству со всеми его чиновниками.

Основания для беспокойства есть. По статистике, за первые 20 дней вакцину получили 22 500 человек. Привить Минздрав планирует 2 миллиона жителей.

Если продолжать вакцинацию такими же темпами, потребуется минимум 90 дней непрерывной работы. С учетом перебоев в поставках – дней 180, не меньше. Наверное, только в октябре-ноябре удастся выполнить намеченное. И все равно за бортом останется примерно 795 200 жителей.

Кто попадет в списки второсортных? С точки зрения госаппарата, разумнее не тратить деньги, лекарства и время на всех неугодных. Вакцинация – циничная, но подходящая возможность провести зачистку общества.

– Думаете, черную метку получат представители национальных меньшинств?

– И думать нечего. В первую очередь – неграждане Европейского союза, в том числе 13 тысяч россиян, постоянно проживающих в Литовской Республике. Далее – ветераны войны и труда, бывшие военнослужащие армии и флота Советского Союза, сотрудники МВД и КГБ СССР.

К ним добавят публично критикующих власть и ностальгирующих по временам "оккупации", литовских поклонников президентов Владимира Путина и Александра Лукашенко, диссидентов уровня Юриюса Субботинаса, Вячеслава Титова, шпионов вроде Альгирдаса Палецкиса и Алексея Грейчуса.

– Что стоило бы сделать, чтобы все жители Литвы были вакцинированы?

– Вижу, как активно прививаются российской вакциной "Спутник V" друзья и знакомые от Калининграда до Владивостока. Со дня на день в РФ начнется всеобщая вакцинация.

Граждане России в Прибалтике тоже вправе претендовать на вакцинацию "Спутник V". Только русских в Литве, Латвии и Эстонии не менее 700 тысяч. Всего вне пределов РФ – 25 миллионов человек, по оценке Путина.

Прибавьте к этой цифре большую часть русско- и славяноязычных и всех тех жителей разных стран, кто интуитивно доверят российской вакцине больше, чем вакцинам других производителей. Вот вам 100, возможно, 200 миллионов человек.

Ради спасения такого количества людей России стоит расстараться. Тем более, что это и гуманитарный долг московских госчиновников.

Помимо прочего, предлагаемый ход оказался бы сильным политическим, имиджевым ходом. Видел по ТВ, как восторженно аргентинцы встречали самолет с российской вакциной. Никто из моих друзей-россиян тоже рыдать не станет, если откроется возможность привиться "Спутник V" в двух шагах от дома. За первыми пойдут вторые, третьи и так далее.

– Вы просчитали, каким образом может отреагировать литовский государственный аппарат на такую дорожную карту, появись она в повестке?

– И мне, и вам, и всем очевидно, какой окажется реакция. Для того в зарубежье и голосовали за сильного президента и сплоченный депутатский корпус, чтобы страна с ее гражданами ни при каких обстоятельствах не оставалась в дураках. Сегодня мяч на их половине поля.

Россияне вне пределов метрополии могут выполнить часть подготовительной работы. Например, оповещать людей, регулировать потоки желающих, помогать тем, кто по возрасту не в состоянии самостоятельно прибыть к месту вакцинации.

Организация прививок вакциной "Спутник V" – иной уровень компетентности. Однако не один я полагаю, что такая работа вполне по силам российскому руководству. Важна политическая воля. Остальное – дело техники.