В январе депутаты литовского парламента в очередной раз продемонстрировали верноподданнические настроения по отношению к США. Сейм принял резолюцию, подтверждающую преданность трансатлантическим обязательствам.
"Литва была, есть и останется надежным военным партнером США, будет добиваться постоянного присутствия американских военных контингентов на своей территории", – так звучит основной тезис специальной резолюции, принятой депутатами Сейма 5 января.
Все военные интересы Вильнюса
Председатель парламентского комитета по иностранным делам, консерватор Жигимантас Павиленис, представляя документ, обратил внимание парламентариев на такие детали:
"Литва – ответственный член НАТО, твердо придерживающийся обязательства выделять на нужды обороны 2% ВВП. Литва – участник международных миссий и операций, она готова наращивать усилия по обеспечению безопасности в мире и регионе. США – важнейший стратегический партнер и союзник, обеспечивающий безопасность, стабильность и процветание Литвы и других стран Балтии. Военная мощь США – решающая сила для гарантий обороны Балтии и отражения угроз в регионе Балтийского моря".
Наверное, не стоит говорить, что за столь пафосную резолюцию депутаты проголосовали почти единогласно, за исключением пяти "отщепенцев", усомнившихся в необходимости отдельного документа для подтверждения давно устоявшихся трансатлантических связей между Вашингтоном и Вильнюсом.
Лекция для "уклонистов"
Специально для "уклонистов" бывший министр иностранных дел Аудронюс Ажубалис в кулуарах парламента прочел лекцию. Главная мысль Ажубалиса звучит так:
"Литовцы в своих взглядах на ситуацию в Европе и мире настолько сильны, что достойны не благосклонности стран-лидеров, а понимания и согласия, которые в трансатлантической и общеевропейской политике помогут поставить законные национальные интересы Литвы на первое место для того, чтобы сохраниться как государству и как народу".
Заявление целиком построено на недостатках рапорта, в конце декабря 2020 года появившегося на столе генсека НАТО. Европейские военные эксперты назвали документ "НАТО-2030".
По мнению Ажубалиса, вопреки здравому смыслу в отчете чрезвычайно много места уделено Франции и ее президенту Эммануэлю Макрону, недавно утверждавшему о "смерти мозга" Североатлантического альянса. Именно об этом в рапорте ни слова, но много дифирамбов французам вообще.
Красной нитью проходит мысль, что без Макрона штаб-квартире военного союза не удалось бы принудить его членов наращивать военные бюджеты до 2% ВВП, как того требует негласная договоренность. Подобные взгляды политического и административного центра Североатлантического альянса – кость в горле для Ажубалиса.
Его возмущает отсутствие в документе высоких оценок в адрес США, как станового хребта военного союза. Он не считает Францию полноценной военной заменой Соединенным Штатам, а стремление Парижа "подмять под себя ведущие позиции в НАТО" называет неадекватными амбициями:
"Такие оценки лишний раз демонстрируют, что работа военных экспертов [при подготовке отчета "НАТО-2030"] оставляет избыточно много места для интерпретаций со стороны любого функционера как правого, так и левого толка. Политика открытых дверей, которую сегодня проповедуют лидеры НАТО, привлекательна. Но очень плохо, когда слова есть, а нет смелости, нет планов по приглашению в НАТО стран-кандидатов".
Военный альянс, по мысли экс-министра иностранных дел Литвы, есть инструмент сдерживания восточных агрессоров, аппетиты которых безграничны. Чтобы "недемократии" чувствовали себя неуютно, хорошо бы включить в НАТО "Швецию, Финляндию, Австралию, Новую Зеландию, Японию и Южную Корею. Такой шаг значительно укрепит евроатлантическую цивилизацию". Расширение благотворно скажется на способности альянса приспосабливаться к быстро меняющейся ситуации в мире.
"Старые мантры про открытые двери не помогают, а вредят проектированию безопасного будущего и глобальной роли НАТО. Болтовня без реальных дел – занятие пустое", – камня на камне от военных подходов Брюсселя не оставил литовский консерватор.
"В отчете ошибочно сказано, что Китай не представляет такой опасности для евроатлантического пространства, какую представляет Россия. Китай, возможно, на деле является куда больше опасностью. Авторам документа не хватило смелости сказать, что Пекин и Москва одинаково опасны. Кстати, ошибочно и мнение, что с Кремлем нужно поддерживать возросшие политические связи", – заявил Ажубалис.
"Какие связи могут быть со страной, на совести которой тысячи жизней грузин и украинцев?" – патетически восклицает депутат Сейма Литвы. Он говорит так, будто в истории НАТО никогда не было Ирака, Югославии, Афганистана. Впрочем, двойственная позиция свойственна всем восточноевропейским поклонникам военного союза, который по инерции продолжают называть оборонным, хотя таковым он давно не является.
Французская головоломка
Официальный Вильнюс, к слову, не слишком одобряет резкие заявления экс-главы МИД. Ажубалис, конечно же, "ястреб" высокого полета. Но иной раз и этому хищнику выгоднее поумерить агрессивную риторику. Президентура официально тоже не согласна с утверждениями, что "Франция – главное звено в формировании безопасности Европы". Однако команда президента Гитанаса Науседы находит обтекаемые формулировки, когда критикует Париж в оборонном контексте.
Например, тонко дает понять Эммануэлю Макрону, что "некоторые его инициативы порождают у литовцев вопросы. В том числе, желание обзавестись европейской армией или получить европейскую оборонную автономию. Непонятно, что скрывается за такими планами единственного ядерного государства Евросоюза?".
Выражением несогласия являются и другие заявления вильнюсской площади Дауканто. В частности, о готовности Литвы продолжать активное участие в британской оборонной программе Joint Intervention Force, отдавая предпочтение ей, а не французским военным миссиям на африканском континенте.
В целом Вильнюс всячески стремится охладить лидерские устремления Парижа. Лично президент Литвы категорически отрицает "смерть мозга НАТО", не одобряет планов по поддержанию диалога с таким важным союзником Франции и Германии, как Россия. Гитанас Науседа не в восторге от военного сближения Анкары с Москвой и считает, что Париж с Берлином могли бы взять на себя миссию по вразумлению Турции.
Глава Литвы также выступил инициатором признания РФ "угрозой НАТО" и называет это главным литовским успехом 2020 года в формате Североатлантического альянса. К слову, то был еще один укол Парижу в контексте его экономического сотрудничества с Москвой и в связи с ожиданиями активных заявлений новой администрации США, президента Джозефа Байдена по проблематике НАТО и трансатлантической безопасности.
Маска сброшена
Можно сказать, что Литва перестала изображать из себя посредника, пытающегося дипломатично сглаживать острые углы в натянутых отношениях между старой Европой и Америкой ради примирения конфликтующих сторон и сохранения трансатлантического единства. С уходом Дональда Трампа Вильнюс прочно встал на провашингтонские рельсы.
Это достаточно рискованная ставка, поскольку неизвестно, как на такой поворот спиной к Елисейскому дворцу отреагируют в Париже и в какие военные игры станет играть США при Джо Байдене.
Все-таки Литву финансирует богатая Европа, а не Америка. Не учитывать этот фактор при выстраивании диалогов с партнерами довольно опасно. Как говорят деревенские, ласковый теленок двух маток сосет, а упрямый – ни одной.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.