В Литве необходимо учредить специальный орган по расследованию событий 13 января 1991 года для выяснения дополнительных обстоятельств, считает бывший председатель Сейма Витаутас Ландсбергис.
"Нет специального органа, который бы все проверял, классифицировал и выделял вопросы, на которые еще нет ответа, а также опрашивал бы свидетелей, которые еще никем не были услышаны (...). Я считаю, что лучше всего создать специальное учреждение – Институт по расследованию агрессии 13 января и, возможно, заговора", – цитирует Ландсбергиса tv3.lt.
Он добавил, что не присутствовал на допросе важных свидетелей в ходе расследования 13 января, проведенного литовскими правоохранительными органами, и осуждает обвинения, выдвинутые Россией в адрес литовских судей, которые приняли решение по этому делу.
Ландсбергис считает, что "необъявленная война против Литвы" еще не закончилась.
"Это незавершенное дело. Об этом говорят, обсуждают публично, по делу 13 января издается книга. Есть вопросы, почему на них нет ответа. Может быть, когда-нибудь на эти вопросы ответят", – сказал политик.
В этом году Литва отмечает тридцатилетие событий 13-го января и получение независимости. Тем не менее России и Литве пока не удается достичь взаимопонимания по инциденту около Вильнюсской телебашни, в ходе которого погибли пятнадцать человек.
Ответственность за гибель мирных, безоружных граждан литовская сторона возложила на советских военных. В результате были осуждены 67 человек, в том числе полковник запаса Юрий Мель, бывший офицер КГБ Михаил Головатов, бывший министр обороны СССР Дмитрий Язов.
Между тем Россия утверждает, что многие обстоятельства событий так и остаются невыясненными. Так, советские военные были вооружены автоматами Калашникова. Однако погибшие в ночь на 13 января застрелены винтовками Мосина образца 1891 года, которые были давно сняты с вооружения советской армии.
Кроме того, вина многих осужденных так и не была доказана. Так, Юрий Мель продолжает отбывать тюремный срок, тогда как его действия в январе 1991 года заключались лишь в том, что он на танке сломал забор рядом с вильнюсским телецентром и трижды выстрелил в воздух холостыми зарядами, выполняя приказ своего командира.