Санаторий "Беларусь" разоблачил прибалтийскую политику санкций

Литовское руководство де-факто вывело санаторий "Беларусь" из под политики санкций. Оздоровительное учреждение оказалось слишком крупным налогоплательщиком. Оставить бюджет без этих денег политические начальники не смогли.  

В отношении стран бывшего СССР Запад применяет двойные стандарты. Тезис заезженный. Банальный настолько, что упоминать его лишний раз стало неприличным и пошлым. Наиболее выпукло порочность и несовершенство западной демократии проявляют себя на ее периферии. В той же "европейской" Прибалтике принцип двойных стандартов давно возведен в квадрат. Лишний раз это продемонстрировала история с санаторием "Беларусь", что расположился в литовском Друскининкае.

Счета белорусского санатория, находящегося в ведении Управления делами Президента РБ, были заморожены в связи с санкциями Евросоюза. Из-за этого работникам не могли начислить заработную плату. С середины декабря сотрудники санатория сидели без окладов, встречали Новый год с полупустыми столами. Долгое время руководство оздоровительного заведения старалось "не выносить ссор из литовской избы". Но информационное безмолвие было нарушено.

Санаторий "Беларусь" в Друскининкай, Литва

"Наш санаторий не попал в список санкций. Я перечитал журнал документов ЕС, где они опубликованы, нашего санатория там нет. (…). Мы сидим и ломаем голову. Что делать, как дальше жить? Ведь много людей работают в санатории, и мы не можем даже выплатить им зарплаты, хотя средства имеются", – заявил директор "Беларуси" Илья Епифанов литовским СМИ.

Тут же выяснилось: сотни сидящих без зарплаты работников санатория – граждане Литвы, а сам санаторий – один из крупнейших налогоплательщиков небольшого курортного Друскининкая. Спасать оздоровительное заведение бросились всем литовским миром. Завопили политики – те самые промоутеры антибелорусских санкций. Подключился МИД Литвы. В итоге денюжку разморозили. Во вторник 5 января сотрудникам санатория "Беларусь" начали выплачивать зарплаты.

Порадуемся за людей. Они – заложники большой политики. Не виноваты ни в чем.

Однако в соседней Латвии как минимум семь человек до сих пор в буквальном смысле продолжают оставаться заложниками местной Охранки. Они – журналисты, чьи материалы публиковались на порталах Baltnews и Sputnik Латвия. Латвийские власти посчитали эти издания подсанкционными.

Извращенная логика политических начальников выглядит так. На российского журналиста Дмитрия Киселева наложены европейские рестрикции. Киселев занимает должность генерального директора медиагруппы "Россия сегодня". Проекты Baltnews и Sputnik Латвия принадлежат этому холдингу. Следовательно, публикующиеся на их страницах внештатные авторы, чего-то там нарушают. Так решила Служба госбезопасности Латвии. Решила, и завела уголовные дела в отношении ни в чем не повинных публицистов.

Годом ранее под тем же предлогом политическими методами была заморожена работа Sputnik Эстония. Эстонские спецслужбисты остановились на шаг раньше: лишь пригрозили уголовными делами, заставив сотрудников Sputnik в Таллине прекратить работу.

Как и санаторий "Беларусь" Baltnews, Sputnik и информагентство "Россия сегодня" ни в каких санкционных списках не значатся. Вот только в отличии от сотрудников санатория защищать этих людей прибалтийские политиканы не стали. Напротив, политические начальники и санкционировали репрессии против журналистов. Не вступились за них и коллеги по цеху. Обсуживающие политический класс писаки в лучшем случае набрали в рот неприятной субстанции, другие солдаты мейнстримных СМИ – и вовсе поддержали этот полицейский произвол.  

Как и сотрудники санатория в Друскининкае репрессированные в Латвии и Эстонии работники пера являются гражданами (или негражданами) этих стран. Они также платили налоги со своих зарплат и гонораров. Так почему за них не вписались, почему не вывели из под надуманных санкций вместе с санаторием "Беларусь"? Ответ прост: мало платили.

Вся санкционная принципиальность прибалтийских политиков, вся их антироссийская бравада или крестовый поход против Минска имеют свой определенный ценник. Где-то больший, где-то меньший. В конечном счете, перед историей, все это стоит не дороже миски чечевичной похлебки.

Почему руководство Литвы не введет экономические ограничения против "Беларуськалия", "Гродноазота" и "Нафтана"? Да потому что придется хоронить в одной подбойной могиле Клайпедский порт вместе с "Литовскими железными дорогами". Даже санаторий "Беларусь" с его налоговыми отчислениями и 350 работниками-литовцами оказался слишком большой ценой для внешнеполитической игры официального Вильнюса.

Почему латвийские и эстонские политики не откажутся от российского газа? Евгений Грабчак – замминистра энергетики РФ – находится в санкционном списке ЕС, чем не повод? По той же причине: цена такого решения слишком высока.

А прессовать Sputnik Эстония можно: налогоплательщик небольшой, государственный бюджет его изгнание не уничтожит. Можно прессовать журналистов в Латвии с их налогами в пару сотен евро. Медийных эффект от этих репрессивных акций больше, чем их издержки: "Смотрите, да бойтесь. Cкрупулезно выполняем все санкционные инструкции Брюсселя. Столь скрупулезно, что даже выдумываем ограничения там, где их не было в помине".

Прекратить это политическое лицемерие Россия может лишь одним способом. Увязать все подобные жесты прибалтийских режимов с двусторонними торгово-экономическими контактами. Официальные лица в Риге, Таллине и Вильнюсе быстро достанут калькулятор и посчитают стоимость всех своих шалостей. И быстро станут дружелюбнее.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.