Когда русофобия – "раскупаемый товар": какой курс возьмет новый глава МИД Литвы

Пока совершенно не ясно, будет или нет улучшение отношений между Литвой и Россией в ближайшие пять лет. Официальный Вильнюс не хочет (да и не может без команды из Брюсселя) менять устоявшиеся правила международной игры.

Министром иностранных дел Литвы назначен Габриэлюс Ландсбергис, с 2016 года председатель консервативной партии "Союз Отечества" – Христианские демократы, а также представитель могущественного по местным меркам клана.

За минувшие тридцать лет с момента восстановления независимости литовского государства эта семья сосредоточила в своих щупальцах политическое, экономическое, правовое и культурное влияние на все сферы жизни страны.

Карьера у внучка (так его называют за глаза) дедушки Витаутаса Ландсбергиса серая. Историк по образованию, работал третьим секретарем посольства в Бельгии, откуда в 2011 году перепрыгнул при премьере-консерваторе Андрюсе Кубилюсе в канцелярию правительства, где серьезных дел ему не поручали.

В 2014 году пробился в Европарламент, в 2016 стал депутатом Сейма Литвы. И вот – новое поле для применения сил в статусе главы МИД.

Тронется лед?

Литовцев и россиян, конечно, в первую очередь интересует ответ на вопрос, сумеет ли новый министр попробовать наладить хоть какие-то официальные отношения на уровне первых лиц между двумя странами. В начале октября в большом интервью Александр Удальцов, экс-посол РФ в ЛР, назвал двусторонние контакты плохими, как никогда прежде:

"Литовские власти разрушили практически все основные механизмы сотрудничества или взаимодействия, изображая это как своего рода наказание России. Партнеры употребляют такие понятия, как "избирательное сотрудничество" и тут же "санкции".

"То есть нам говорят: там, где выгодно, мы, так и быть, будем взаимодействовать, а по другим "неинтересным" для нас аспектам станем применять рестриктивные меры. Прямо какая-то колониальная концепция, не позволяющая обеспечивать баланс интересов", – сказал Удальцов.

Посол Литвы в России Эйтвидас Баярунас примерно в это же время утверждал противоположное:

"Нам, несмотря на проблемы, надо двигаться вперед. У меня есть четкая установка решить определенные существующие вопросы. Мы не можем сидеть сложа руки и смотреть на заголовки в СМИ, сообщающие про "холодок" в отношениях. Есть хорошая, но избитая фраза: для танго нужны двое. Сложно что-то менять в условиях, когда уступок требуют лишь от одной стороны".

"Мы живем в одном регионе, и я как посол буду прилагать все возможное, чтобы этот трудный диалог между нами сантиметр за сантиметром двигался вперед. Для начала нужно хотя бы минимальное желание прислушиваться и слышать друг друга, чтобы мы могли без эмоций и обвинений сесть и обо всем поговорить", – сказал посол. 

Задачу "сантиметр за сантиметром двигать вперед трудный диалог" послу Баярунасу поставил президент Гитанас Науседа, а решать ее предстоит дипломатическому корпусу во главе в Ландсбергисом-младшим. 

Краткая характеристика предшественников министра

Вигаудас Ушацкас – трезвомыслящий и самостоятельный, выступал за равноценное сотрудничество как с Западом, так с Востоком.

© Sputnik/ Сергей Кузнецов
Вигаудас Ушацкас

Президент Даля Грибаускайте, руководитель с замашками диктатора, 11 февраля 2010 года изгнала независимого Ушацкаса из внешнеполитического ведомства.

Брюссель тут же подобрал умного литовца, назначил сначала специальным представителем Европейского союза в Афганистане (2010–2013), а с 10 сентября 2013 года – главой Представительства Европейского союза в России, где Ушацкас с блеском отработал до сентября 2017 года.

Он давно не при официальных делах, но европейские чиновники продолжают привлекать неординарного политика к разработке важных документов. Не так давно Вигаудас представлял Литву в экспертом диалоге "Рекомендации: деэскалация военных рисков на площадке НАТО – Россия".

Аудронюс Ажубалис – осторожный националист и умеренный русофоб, очень влиятельный руководитель внешнеполитического ведомства (2010–2012).

Аудронюс Ажубалис

Отлично проявил себя в статусе главы ОБСЕ в Европе, сделал литовскую политику видимой на континенте, а осенью 2012 года – действительно влиятельной в кругу стран ЕС.

Линас Линкявичюс провел в кресле главы МИД 12 лет (2012–2020). Можно назвать его министром-путешественником. Не было недели, чтобы Линкявичюс не участвовал в каком-то важном для Европы мероприятии или в США не представлял трансатлантические интересы своей страны.

© AFP 2020 / KENZO TRIBOUILLARD
Глава МИД Литвы Линас Линкявичюс

Открытый русофоб, что ярко высветилось в его деятельности в 2013 и особенно в 2014–2015 годах. Большой друг покойного политика Бориса Немцова, чье имя превратил в знамя борьбы с Москвой.

Один из отцов-основателей оппозиционного Кремлю форума "Свободная Россия". Поддерживал любые антироссийские шаги, инициировал национальные санкции против РФ, проталкивал в Европе "закон Магнитского", наказания для виновных, на его взгляд, в так называемых делах Скрипалей и деле Навального. Никогда не упускал возможности назвать РФ "агрессивным, недемократическим, тоталитарным государством".

Поведение Линкявичюса на международной арене – одна из форм проявления мании величия в провинциальном исполнении. Для министра Российская Федерация была и остается суперпроблемой. Именно поэтому его производственное и, пожалуй, жизненное кредо – наносить вред России, чем он и занимается с присущей ему энергией.

Но и при непримиримом Линкявичюсе Россия оставалась крупнейшим внешнеторговым партнером Литвы. По итогам 2019 года товарооборот составил 4 млрд долларов.

В первом полугодии текущего года взаимная торговля сократилась из-за пандемии коронавируса на 32%, но все равно осталась на уровне в 1,3 млрд. При этом Литва занимает лишь 39-е место в списке торговых партнеров России.

Блеклая фигура на ярком фоне

На фоне предшественников Габриэлюс Ландсбергис выглядит блекло: у него нет черт, свойственных харизматичным лидерам. Трудно представить Габриэлюса трибуном или генератором прорывных идей. Он больше похож на мечтательного чиновника, рисующего в блокноте чертиков во время серьезного совещания.

У нового министра уже не сложились отношения с Кремлем. В Европейском парламенте Ландсбергис готовил отчет об отношениях ЕС и России и хотел посетить Российскую Федерацию с официальной миссией, но ему отказали во въезде.

"Это решение показывает, что они не стремятся к нормализации отношений, они не меняют своей политики. Поэтому ЕС и в дальнейшем следует придерживаться политики жестких санкций и, если ситуация будет ухудшаться, – рассмотреть возможность еще больше эти санкции расширить", – заявил тогда литовец.

Маловероятно, что после такой оплеухи Габриэлюс воспылал симпатией к российскому руководству. Тем более, что при всей показной самостоятельности он находится в жестких рамках, очерченных так называемым глубинным государством.

Тиски зажаты, но это не действует

Например, 10 декабря минувшего года Сейм Литвы принял резолюцию о преемственности внешней политики. Фактически дорожную карту для нового состава МИД.

В документе подчеркивается, что внешняя политика Литвы опирается на общие ценности, демократию, уважение к правам человека, сильную политику защиты свободы и демократии от автократий, на укрепление и дальнейшее развитие европейского проекта: "Стратегический геополитический интерес Литвы – укреплять Евросоюз и оставаться в ядре создающих ЕС государств, активно создавать коалиции, соответствующие интересам Литвы".

Опустим детали о возрастающей роли Китая в мире, о программе "Восточного партнерства" и о будущем Белоруссии, хотя они очень важны. Перейдем к главному.

В резолюции подчеркивается стратегическое партнерство с США, НАТО в целях устранения исходящих от политики Российской Федерации "угроз".

Отмечено, что ЕС необходима "систематически пересматриваемая, согласованная политика на долгосрочную перспективу, которая позволяла бы не только давать должный ответ на недружественные действия РФ, но и стремиться к демократическим переменам в этом государстве", "строгой оценке преступлений тоталитарных режимов перед народами мира и совершивших их государств на уровне ЕС".

В литовских верхах еще в 2013–2015 годах сформулированы принципы в отношениях с Россией: "избирательное сотрудничество, санкции и общение с гражданским обществом" (то есть с оппозицией). Это убогие, недальновидные и неприемлемые для России правила игры.

Не будет преувеличением сказать, что отношения между Литвой и Россией стали заложником деятельности МИД Литвы. Политиканство всегда имеет свою цену и последствия. Заявления официального Вильнюса типа "Россия – не супергосударство, а суперпроблема в мире" мало способствуют налаживанию диалога.

Состав парламента, на который в той или иной степени придется опираться главе МИД, таков, что трудно отыскать человека, хотя бы способного трезвым взглядом посмотреть на Россию.

На задворках политики остались люди, которые выступали за конструктивные, взаимовыгодные отношения Вильнюса с Москвой. Их места заняли молодые "ястребы". Им точно известно, что русофобия – хорошо раскупаемый товар, а прессинг РФ по поводу и без повода – хорошо оплачиваемая работа.

Если, как писал гений, "не всякая птица долетит до середины Днепра", то никакая пророссийская идея не способна пробиться сквозь двери Сейма Литвы 13-го созыва и попасть в рабочую повестку.

Завершая тему, вновь предоставим слово экс-послу Александру Удальцову:

"Мы никого не будем уговаривать взаимодействовать с нами в тех или иных областях. У нас есть выбор партнеров, и мы вправе отдать предпочтение наиболее выгодным из них".

Сказанное напрямую затрагивает и Литву. Сегодня мяч на половине поля Габриэлюса Ландсбергиса.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.