Во время первой волны коронавируса в Литве контрольные ведомства могли не знать о судьбе 10% средств, потраченных на борьбу с пандемией, свидетельствует исследование Литовского отделения неправительственной международной организации по борьбе с коррупцией Transparency International.
Специалисты организации сообщили, что в июле подали 12 запросов в основные больницы, принимавшие пациентов с Covid-19, а также в крупнейшие предприятия, которые осуществляли госзакупки. В ответ Transparency International были дополнительно предоставлены 136 договоров с 73 поставщиками почти на 8 млн евро. По мнению экспертов организации, таким образом, как минимум на одну десятую была повышена прозрачность публичных закупок.
Напомним, что в апреле и мае Transparency International уже анализировала документы о товарах и услугах для борьбы с Covid-19, открытые Службой публичных закупок. После обновления данных совокупная сумма закупок этих организаций составляет минимум 77 млн евро.
Эксперты пришли к выводу, что восемь из десяти представленных договоров могли быть заключены путем негласных опросов.
Сообщается, что чаще всего литовские учреждения здравоохранения закупали защитные и дезинфицирующие средства (34%), медоборудование (22%), медикаменты и фармпродукты (13%).
Ранее в Министерстве здравоохранения разгорелся коррупционный скандал из-за закупок онлайн-курсов для медиков.
По информации портала LRT, врио министра здравоохранения Аурелиюс Верига лично отдал распоряжение подписать с компанией Crisis Research Center контракт на сумму 1,2 млн евро, цена которого была в 24 раза выше аналогичного в Вильнюсском университете. Речь идет о покупке онлайн-курсов для литовских медиков о том, как лечить пациентов с коронавирусом.
При этом подробности переговоров в Министерстве не раскрывают. Минздрав утверждает, что там только приказали купить медицинское обучение, а решение, у кого закупать услугу, уже принимал Центр передового опыта специалистов в области здравоохранения и фармацевтики (SSKC).
Однако в электронных письмах, отправленных Минздравом главе SSKC, содержались инструкции, с кем должен быть подписан контракт.
Таким образом, Министерство здравоохранения заранее решило выбрать поставщика и подготовить необходимые для этого документы.