Сама себя не защитит: что поможет отстоять свободу слова в странах Прибалтики

© Sputnik / Владислав Адамовский

Авторитарная практика в странах Прибалтики и Польше становится все более очевидной. Никто уже не делает вид, что стоит соблюдать принцип свободы слова.

Очередные репрессии против журналистов в Латвии не должны быть неожиданностью. Грубое попрание свободы слова в Центральной и Восточной Европе происходит уже не в первый раз, да еще и на фоне дискуссии про будущее Евросоюза и вопросов, связанных с верховенством права.

Задержания и обыски внештатных авторов и бывшего редактора Baltnews в Латвии проводились под предлогом нарушения ими санкций ЕС против России.

При этом в санкционном списке нет МИА "Россия сегодня", там всего лишь генеральный директор агентства. Таким образом ответственность за предполагаемое нарушение режима санкций не может никак распространяться на лица, сотрудничающие с российским медиа-холдингом, который не является частной собственностью, а просто местом работы физического лица – его директора.

Правовая логика действует в правовых государствах. Латвия, несмотря на то, что не числится среди стран ЕС, нарушающих принцип верховенства права, использует противозаконные репрессии против всех, кто связан с правозащитной деятельностью, особенно против тех, кто защищает права русскоязычных жителей страны.

У Службы государственной безопасности (СГБ) имеются достаточные ресурсы для того, чтобы подвергать серьезным репрессиям даже без решения суда. Внесудебное преследование – лишь первый шаг.

Практика показывает, что системные репрессии рано или поздно переходят на все уровни государственной системы, включая судебную.

Кто настоящий союзник в борьбе за свободу слова

Многие аналитики пишут, что существует блок государств Центральной Европы, в составе которого Эстония, Латвия, Литва, Польша и Румыния, которые находятся под сильным влиянием Вашингтона и его геополитической повестки.

Политическое влияние США чревато существенной активностью американских спецслужб на территории этих стран. Одна из основных задач, переданных местным властям американскими кураторами, – вытеснение из информационного пространства всех альтернативных источников информации.

В силу геополитических обстоятельств сложилось так, что значительная часть этого альтернативного пространства – именно российские медиа ресурсы.

Все это несомненно результат того, что только они имеют достаточную кадровую и организационную базу для осуществления профессиональной журналистской деятельности. Таким образом, именно российские ресурсы становятся самой влиятельной площадкой для всех оппозиционных авторов, экспертов и активистов в многих странах.

Подавление этой альтернативы, ограничение возможности ее функционирования равнозначно ограничениям свободы выражения мнений, отличных от официальной позиции правительств.

Польша как самопровозглашенный лидер блока "новой Европы" показывает, что резкие, авторитарные, ограничительные меры в отношении журналистов, сотрудничающих с российскими СМИ, можно применять даже с вопиющим нарушением закона.

В 2015 году из Польши был выдворен многолетний корреспондент МИА "Россия сегодня" Леонид Свиридов. Никто из польских властей даже не указал ни одной конкретной причины. Свиридов подал иск против Варшавы в Суд по правам человека в Страсбурге.

Польская контрразведка убеждена в том, что публикация критики внешней политики правительства – работа против интересов Польши.

Совсем недавно пресс-секретарь министра-координатора польских спецслужб Станислав Жарин заявил, что все, кто пишут про антиправительственные протесты в Польше, на самом деле ведут антигосударственную деятельность.

Уровень абсурда зашкаливает. Все это было бы просто смешно, если бы не реальные случаи жесточайших репрессий, жертвами которых  стали многие из польских оппозиционеров.

Об этом знают в ЕС; Еврокомиссия неслучайно по сути считает, что Варшава больше не является правовым государством.

Борьба за свободу слова – это борьба не за Россию или российские интересы. Однако в нынешних условиях именно Москва становится важным союзником всех тех, кто хочет говорить и писать про политику своих стран без цензуры.

У репрессированных журналистов нет особенных возможностей защищаться: несколько человек могут собрать пикеты в их защиту, кто-то напишет про их печальную судьбу, еще кто-то начнет собирать подписи и обращаться в международные инстанции.

Но официально поднять вопрос о несоблюдении прав человека странами Центральной и Восточной Европы можно только на уровне международных организаций.

Время этим активно заняться. Новый генеральный секретарь ОБСЕ Хельга Шмид, еще будучи высокопоставленным чиновником Службы внешней политики ЕС, поднимала вопрос свободы слова и соблюдения прав человека новыми членами ЕС.

Тереса Рибеиро из Португалии стала новым представителем ОБСЕ по вопросам свободы СМИ. Именно к ним должна поступить исчерпывающая информация про последние преследования журналистов в Латвии. В Риге должны понимать, что продолжение нынешнего курса может привести страну к статусу изгоя, которым в ЕС и ОБСЕ стала авторитарная Польша.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.