Многие кандидаты на посты в новое правительство стали для президента Литвы Гитанаса Науседы неожиданностью, что могло стать причиной небольшого конфликта, считает доцент кафедры политологии Литовской военной академии Витаутас Исода.
"Это (проверка кандидатов на посты министров – прим. Baltnews) можно назвать определенным сигналом назначенному президентом премьер-министру о том, что президентство недовольно односторонним представлением списка Ингридой Шимоните (премьером Литвы – прим. Baltnews) без предварительной консультации с президентом. Похоже, Шимоните настроила президента против. В результате и возник этот небольшой конфликт", – заявил Исода порталу LRT.
По словам политолога, нужен был более прямой контакт президента с кандидатами на министерские посты.
Напомним, что литовский лидер недоволен опытом и характеристиками кандидатов, и поэтому проводит "собеседование" в два этапа: встреча с советниками Науседы и встреча с самим литовским лидером.
Исода считает странным, что президент поручает советникам экзаменовать кандидата в министры – "как будто сам президент не удосужился встретиться с ним".
Кроме того, по мнению литовского политолога, Гитанас вышел за рамки своих полномочий, активно участвуя в формировании правительства.
"Если мы посмотрим на это чисто конституционно, то президент имеет право оценивать, выражать мнение о кандидатах в министры, выдвинутых премьер-министром, но не формировать полностью правительство", – подчеркнул Исода.
Более того, демонстрируя свой интерес к выбору кандидатов, кому вручить министерский портфель, Науседа показывает свою силу.
"Президент не хочет быть на втором плане в этом процессе. Таким образом, очень высока вероятность того, что у нас могут появиться отказные кандидаты. В некоторых случаях аргументов для неодобрения кандидатуры может не хватать, но президент просто демонстрирует свою силу. Я бы сказал, что один-два отклоненных кандидата в министры – это еще нормально", – добавил политолог.
Он напомнил, что президент слабее премьера с точки зрения конституционного права, но у Науседы все еще есть полномочия, поэтому он пытается их использовать.