"Очаги повсюду". Литва стоит на пороге "выходного" комендантского часа

© Sputnik/ Алексей Витвицкий

Врио главы Минздрава Литвы Аурелиюс Верига заявил, что комендантский час в республике нужен не в ночное время, а в выходные дни.

Комендантский час должен ограничивать не перемещение людей по ночам, а поездки в выходные дни в торговые центры, считает временный министр здравоохранения Литвы Аурелиюс Верига.

"Не знаю, люди, наверное, по-своему представляют этот комендантский час. Если как остановку ночной жизни, так ведь ее нет, она прекращена. Комендантский час нужен, наверное, в выходные, когда люди, которые не могут сходить в кино, идут в торговые центры. Помните наши споры о ночных клубах, когда говорили, что все будет в порядке. Вот сейчас у нас подобное происходит с торговыми центрами", – цитирует Веригу Delfi.

По словам чиновника, рост числа заболевших теперь в Литве фиксируется повсеместно.

"Можно смело сказать, что болеют везде. Что дал карантин, так стало ясно – кто может работать из дома, тот так и работает. Это они вернулись домой и заразили близких, есть такие очаги. Очаги есть повсюду – в медучреждениях, хосписах, детских садах, школах. По сути везде, где люди встречаются и общаются", – сказал Верига.

По мнению Вериги, вводить более жесткие ограничения неэффективно, поскольку люди устали, они выполняют требования только потому, что боятся штрафов.

"Мы видим другие страны, где общество, наверное, активнее, мы видим протесты, элементы беспорядков, очень агрессивные проявления. Очень приятно, что в Литве нет такого. Очень важно чувствовать пульс общества. Общество устало, если бы люди искренне соблюдали правила, эффект был бы иным. Общество иначе реагирует на ситуацию", – констатировал Аурелиюс Верига.

Ранее профессор Вильнюсского университета Аурелия Жвирблене отметила, что Covid-19 постоянно мутирует, и чем шире вирус распространяется в обществе, тем больше изменений фиксируется.

"Одни перемены не слишком меняют особенности вируса, а другие, например, изменяют структуру белка, а это кодируется в геноме. Одна из мутаций такого рода уже есть во всех вариантах вируса, это изменение структуры белка S. Белок S отвечает за проникновение вируса в клетку. Из-за этого вирус стал быстрее распространяться, он приспособился к заражению клеток. Это явное изменение, которое было доказано в ходе экспериментов, показывает причину интенсивного распространения вируса", – сказала Жвирблене.

По словам эпидемиолога Национального центра общественного здравоохранения (НЦОЗ) Дайвы Размувене, сейчас стало меньше очагов заражения на рабочих местах, зато появились семейные очаги.

"Что мы сегодня можем сказать, так это то, что очаги из мест развлечений переместились в семьи. В сутки регистрируют 120–130 семейных случаев. Во всей Литве за две недели зарегистрировано 700 очагов, которые связаны с семьями. Некоторые коллективы, организации, компании перешли на удаленку, поэтому на рабочих местах зафиксировано всего несколько новых случаев коронавируса, очагов нет", – заключила специалист.