До очередных парламентских выборов в Литве осталось десять дней. А перед глазами литовских избирателей стоит все та же унылая картина: привычные лица, старые обещания, отсутствие прорывных идей. Даже предвыборная реклама ничем новым не радует.
"Голосуйте за меня! Я выступаю за все хорошее против всего плохого!". Так одним предложением можно оценить все предвыборные лозунги рвущихся в Сейм Литвы партий и независимых кандидатов. Больше им сказать нечего.
Об исключительно вялой и скучной предвыборной рекламе мы беседуем с издателем Сергеем Резником.
Сегодняшняя встреча – уже третья из четырех, запланированных до выборов, первый тур которых, как известно, состоится 11 октября.
– Сергей Трофимович, на предвыборную рекламу суммарно выделено примерно 2,5 миллиона евро. Но реклама такая ужасная и примитивная, что сам собой возникает вопрос – куда денежки уплывают?
– Хочу уточнить – каждая партия выделила столько, сколько позволила себе. Например, правящий Союз крестьян и "зеленых" Литвы (СКЗЛ) Рамунаса Карбаускиса – более 660 тысяч евро за счет госдотаций и пожертвований частных лиц. В одном ряду с ним – такой финансовый монстр, как Партия труда Виктора Успасских – 408 тысяч. Этот олигарх в состоянии из собственного кошелька оплатить любой проект. Как и верхушка консервативного "Союза Отечества – Христианские демократы Литвы" (СО–ХДЛ).
Однако есть партии, которые в материальном плане еле сводят концы с концами. И рекламные расходы у них, соответственно, скромные. Например, у партии "Литва – для всех" – 11,5 тысяч. У "Свободы и справедливости" – 11 тысяч. Эти факты следует учитывать, когда ведем речь о чужих деньгах.
Впрочем, два с половиной миллиона на двадцать две партии – совсем немного. Поэтому практически каждый кандидат в депутаты через социальные сети обратился за финансовой поддержкой. По закону, пожертвования физических лиц не могут превышать двенадцать евро.
Со стороны попрошайничество выглядит довольно странно: стоит будущий парламентарий с протянутой рукой и гундосит под нос: "Люди добрые, подайте копеечку!". Между прочим, Главизбирком утверждает, что Партия труда и партия "Избирательная акция поляков Литвы – Союз христианских семей" (ИАПЛ–СХС) вообще не получили пожертвований от физических лиц.
Альпийское нищенство, сказал бы Остап Бендер. Плохо, когда во власть рвутся очень богатые, но не лучше, если туда идут безденежные. Ясно, о чем в первую очередь станут радеть такие народные избранники.
– Телевизионная, визуальная реклама, предвыборные билборды, баннеры, плакаты, буклеты – насколько они, на ваш взгляд, удачны и эффективны?
– Каждое утро, как и сотни тысяч других жителей, выгребаю из почтового ящика стопки ярких бумажных листочков с призывами отдать голос за человека, которого никогда в глаза не видел и не слышал ни разу. Все, что извлек, сразу уходит в мусорный контейнер. И так каждый день – это я прокомментировал эффективность.
К слову, вопрос почтовых рассылок настолько актуальный, что им занималась даже главная избирательная комиссия. Ее члены сошлись во мнение, что загружать почтовые ящики можно, если владелец не против.
Если говорить о рекламе уличной, она классическая: портрет кандидата или нескольких кандидатов и предвыборный лозунг. Но вариации присутствуют.
Например, в провинции портрет кандидата №1 от СКЗЛ Саулюса Сквернялиса сопровождает текст "Хочу опровергнуть имидж монстра". В Каунасе противники премьера украсили остановки общественного транспорта плакатами "Саулюс Сквернялис не любит каунасцев". Эксперты оценили ее, как примитивную и прямолинейную, которая не оставляет вариантов для электората.
Телевизионная, разумеется, самая дорогая, однако и самая нудная. Наверное, придумана только для самолюбования участников телевизионных дискуссий. Иногда ради любопытства включу голубой экран, но всякий раз убеждаюсь – темы дебатов какие-то не от жизни.
Вот пример провинциальной клоунады. Баллотирующиеся в избирательном округе Гаргждай в прямом эфире занялись анализом перспектив двух кандидатах на пост президента США.
Очень серьезно, азартно кандидаты в парламент рассуждали о достоинствах и недостатках штурмующих Белый дом, будто только от этого и зависит благополучие Литвы. Наконец, общими усилиями пришли к выводу, что Джо Байден в статусе хозяина Белого дома окажется полезнее Литве, чем Дональд Трамп. Для дискуссии на тему "Как решить проблемы, докучающие избирателям в Гаргждай", времени не хватило. Остается надеяться, что Байден подскажет.
"Креативный подход" литовских политиков
– Литовские политтехнологи говорят об огромном количестве рекламной грязи.
– Это именно грязь, а не пиар. Каждый поворачивается, как может.
Список Социал-демократической партии труда (СДПТ) возглавляет министр иностранных дел Линас Линкявичюс. Он рекламирует предвыборную программу партии в компании представителей сексуальных меньшинств. Девиз у СДПТ соответствует контексту: "За солидарную и счастливую Литву!".
Консерваторы переплюнули "трудовиков". Они считают, что правящие Литвой аграрии из Союза крестьян и зеленых не заслуживают большего, кроме как разместить на мусорных контейнерах логотип и название партии. Идея принадлежит Расе Юкнявичене, которая больше года заседает в Европейском парламенте, но активно поддерживает коллег по СО–ХДЛ.
В ответ правые получили, возможно, от СКЗЛ, буклетик с портретом председателя СО-ХДЛ Габриэлюса Ландсбергиса и лозунгом "Воровали и будем воровать!". Создана кем-то даже галерея предателей родины: Ландсбергисы, Грибаускайте, Ингрида Шимоните, Андрюс Кубилюс, банкир Вилюс Василяускас. Сплошь консерваторы и примкнувшие к ним.
Политтехнологи справедливо отмечают – политические противники рекламируют не собственные достоинства, а недостатки соперников, стараются утопить друг друга при каждом удобном случае.
Например, кабинет министров заказал клип, в котором в рамках предвыборной кампании рассказал о сделанной за четыре года работе. При этом министры, делегированные политическими партиями, отказываются считать клип рекламой. Впрочем, не только министры делают недоуменные лица в подобных обстоятельствах. Политсовет Союза крестьян и "зеленых" партийную предвыборную программу позаимствовал из документов предыдущих правительств. Но когда был уличен в компиляциях, постарался-таки выдать документ за оригинальный.
Кто идет во власть
– Как на эту ситуацию отреагировали потенциальные избиратели?
– По-моему, равнодушно. Электорат в массе своей голосует не за программы, а за лица. Знакомое – значит, нужно поддержать. Этим, к слову, малоизвестные или вовсе неизвестные кандидаты в депутаты Сейма пользуются охотно.
Некто Вильма Гальдике идет в парламент под лозунгом "Тебе. Семье. Литве". Хороший лозунг. Но для усиления эффекта женщина написала на плакате: "Меня поддерживает Саулюс Сквернялис". Думаю, что этот плюс может обернуться для Вильмы большим минусом, поскольку рейтинги премьер-министра стремительно падают.
Очень много дешевого предвыборного популизма.
Эгле Чапликене из партии "Свобода и справедливость" обязуется не регулировать право личности на планирование семьи. В семье Альгиса и Эгле Чапликасов трое детей. Насколько известно, отец воспитывает их в соответствии с традиционными ценностями. С чего бы вдруг супруга публично пропагандирует иные, нехарактерные для католической Литвы взгляды?
Кстати, эту партию считают командой трех мушкетеров, хотя больше бы ей подошло сравнение с тремя авантюристами.
К слову, вместе с легализацией легких наркотиков, однополое партнерство и даже брак – самые популярные предвыборные обещания. Впечатление такое, будто страна расцветет после узаконивая этих отношений.
Правда, существует реклама другого рода. Когда похвалиться нечем, вспоминают дела давно минувших дней. Например, социал-демократ Ирена Шяулене трогательно рассказала пользователям соцсетей, как в Клайпеде сажала дубочек. И поделилась фотографией аж 2003 года. Приходится думать, что с тех пор многолетний депутат Сейма не сделала ничего. Даже саженец не поливала.
Ангеле Якавоните хочет стать депутатом парламента, потому что ее отец был участником послевоенного сопротивления советской власти. Сакалас Городецкис из Партии центра – чтобы защищать общественные интересы, но не говорит, какие именно. Таких кандидатов депутаты – сотни: без образования, без управленческого опыта, без идей, связей и широкой поддержки.
Кандидатов на мандаты членов Сейма – 1755. Мест в парламенте – 141. На одно кресло претендует двенадцать с половиной человек. Как лицу заинтересованному, мне хочется верить, что в орган законодательной власти пройдут не просто граждане Литвы, а лучшие из них. В противном случае страна четыре ближайших года будет топтаться на месте, чего не хотелось бы.
Есть и другой путь
Не могу не сослаться на точку зрения экс-посла ЕС в Москве Вигаудаса Ушацкаса. Он не перестает повторять, что после вхождения в Евросоюз и НАТО Литва утратила стратегические линии национальных интересов. Развитие страны остановилось, а экономика растет только за счет внутреннего потребления. Она не является устойчивой, поскольку цены достигают европейского уровня, а доходы жителей при этом не меняются.
Ушацкас настойчиво предлагает искать путь, по которому Литва сможет развиваться в течение ближайших двадцати-тридцати лет. На мой взгляд, именно этим и обязаны будут заниматься народные избранники.
Но для такой работы нужны энергичные и деловые депутаты Сейма.