Несмотря на стремительный рост экономики и относительно незначительные на фоне других стран ЕС финансовые потери во время первой волны коронавируса, ключевые вызовы для Литвы совершенно иные.
Литва – в антилидерах
Пандемия SARS-CoV-2 пройдет, а с рекордными показателями по самоубийствам среди детей в возрасте от 15 до 19 лет, не говоря уже о взрослых, страна борется не одно десятилетие. Но об ощутимом прогрессе говорить пока очень рано.
По последним данным Института гигиены, за последние семь лет ситуация в стране немного улучшилась – самоубийств стало меньше. Однако отрыв от среднего показателя по ЕС по-прежнему очень велик – Литва отстает от него в 2,5 раза. Также данные аналитиков свидетельствуют о том, что больше всего жертв в Литве среди мужчин – они идут на самоубийство в четыре-пять раз чаще, нежели женщины.
Власти страны поставили себе задачу довести к 2025 году число случаев суицида до среднего по ЕС. Но осуществить эту задачу, скорее всего, не получится. Ежегодно количество самоубийств в стране снижается на 5–9%, но этого недостаточно.
Одной из самых чувствительных групп остаются пенсионеры. По последним данным от 2018 года, среди людей в возрасте от 75 лет и старше было зафиксировано 115 случаев суицида. Если говорить о соотношении этого числа на 100 тысяч жителей, мы получим неутешительные цифры. Речь идет о 38–39 самоубийствах на каждые 100 тысяч человек.
Однако пожилые люди – не единственная проблема. Подростки и молодежь подвержены этим убийственным тенденциям не меньше. Новейший отчет ЮНИСЕФ (Детского фонда Организации Объединенных Наций – прим. автора) говорит о том, что Литва является абсолютным антилидером по суициду среди 38 так называемых развитых стран.
Число самоубийств среди подростков в Литве составило 18,2 случая на 100 тысяч человек. При этом ближайший сосед республики – Новая Зеландия – опережает страну на четыре процентных пункта. В соседних Латвии и Эстонии положение иное: там аналогичный показатель составил 9,5 и 13,9 случаев на 100 тысяч человек соответственно, а в Польше – 8,8.
Средний показатель среди всех государств, в которых проводились исследования, составил 6,5 случаев на 100 тысяч человек.
Помимо прочего, необходимо обратить внимание на то, что Литва занимает последнее место среди развитых стран по уровню благосостояния детей. Весомый процент детей живет в бедных семьях. В 2018 году в Литве было 23,9% домашних хозяйств с доходом менее 60% от средней зарплаты по стране, в 38 развитых странах, вошедших в отчет, этот показатель составляет 20%.
Политическая оценка
Говоря о печальных статистических данных, исполнительный директор Литовского национального комитета ЮНИСЕФ Эрика Вебярите охарактеризовала действующую ситуацию следующим образом: "Это национальный кризис".
По ее словам, на данный момент никто не может с уверенностью сказать, что государство делает не так. С одной стороны, работа ведется, но цифры по-прежнему жестоки. Они больно бьют по престижу страны.
Между тем депутат Сейма Аушрине Армонайте, член парламентской комиссии по предотвращению самоубийств и насилия, утверждает, что корень проблемы лежит в школах. По этой причине, полагает она, необходимо направить все усилия на создание в общеобразовательных учреждениях безопасной атмосферы.
"Там (в таблице ЮНИСЕФ – прим. автора) ужасающая статистика, какую доводилось видеть: самоубийства 15–19-летних на 100 000 жителей. [...] Школа – это то место, которое может стать безопасным пространством, если у тебя проблемы в семье или что-то не получается в жизни. Если все – от учителей до работников кафе – будут вовлечены в предотвращение издевательств и программы по превенции самоубийств, если школьному руководству это покажется важным, и оно будет постоянно – не один раз в пятилетку – уделять этому внимание, то удастся переломить трагическую ситуацию", – пишет Армонайте на своей страничке в Facebook.
В то же время Минздрав накануне разработал и представил широкой общественности Национальный план действий по превенции самоубийств, который будет осуществлен в течение ближайших четырех лет.
Ключевые аспекты этого документа сводятся к следующему: укрепление социального и психологического благополучия людей, находящихся в группе риска; увеличение доступности медицинских услуг и контроль специалистов над людьми, имеющими предпосылки к суициду; создание комплексных программ по общему улучшению ситуации в стране, которые автоматически повлияют на улучшение морального климата.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.