Недавние опросы общественного мнения говорят, что октябрьские выборы в парламент Литвы без второго тура не обойдутся. По прогнозам, пятипроцентный барьер преодолеют всего четыре партии.
О том, как проходит подготовка к выборам в Сейм, Baltnews беседует с общественником Сергеем Резником. Это вторая наша беседа на тему выборов, первая состоялась во второй половине августа.
– Г-н Резник, насколько допустимо доверять статистике, и что происходит за кулисами предвыборной гонки?
– Мой любимый писатель Марк Твен считал, что существует ложь, большая ложь и статистика. Всегда скептически отношусь к прогнозам, тем более к странным информационным, безоценочным заявлениям компаний по мониторингу общественного мнения. Например, они утверждают, что в парламент баллотируются 22 миллионера. Это хорошо или плохо? Еще вопрос – сколько нищих, фермеров, фрезеровщиков и так далее готовы побороться за депутатские портфели? Ответов днем с огнем не отыскать.
Думаю, перед нами – один из традиционных примеров манипуляции общественным мнением в угоду конкретному заказчику. Таковым может выступить только сильная системная партия. Если опрос показал, что по итогам выборов первое место получит партия консерваторов Габриэлюса Ландсбергиса, значит исследование заказал консервативный Союз Отечества – Христианские демократы Литвы.
Вообще, всякого рода рекомендаций, которыми пичкает избирателей неакадемическая пресса, – с избытком. Есть очень курьезные. Оказывается, народный избранник (цитирую одну из прокламаций) "должен знать и понимать жизнь простого человека, его надежды и мечты, не замыкаться в собственной скорлупе и не изображать всезнайку".
Думается, что на 30-м году независимости подобное писать неприлично. Авторы этого буклетика дискредитируют кандидатов в депутатский корпус, изображая их абсолютными дилетантами с ограниченными умственными способностями.
Благодаря таким подсказкам дискуссии в общественном пространстве зачастую переключаются с программ кандидатов на их личности. Начинается глубоко неконструктивное ковыряние в прошлом, в личной жизни, сознательно замыливаются цели, с которыми претендент идет в законотворческую власть. На этом фоне мало кого удивляет, что предвыборная кампания всех партий и каждого кандидата в отдельности строится на трех сиюминутных китах: отношение к белорусскому кризису, к пандемии COVID-19 и к бюджету на 2021 год.
Чего ни сделаешь власти ради
– Здесь можно поспорить. Например, социал-демократы, которые наверняка окажутся среди победителей предвыборной гонки, выступают за налаживание добрососедских отношений с Россией. У партии литовских поляков, у кандидатов в депутаты из "Движения либералов" есть интересные программные установки.
– Обольщается тот, кто рассчитывает на кардинальные перемены во взглядах, забывая об укоренившихся подходах так называемого глубинного литовского государства. Они останутся неизменными до времен великих потрясений.
Сейм Литвы, как известно, не признал результаты выборов в Белоруссии и назвал президентом госпожу Тихановскую. По традиции, новый состав парламента свою работу начнет с заявления о преемственности прежних решений и резолюций.
В узурпации власти Лукашенко обвиняют в том числе те кандидаты в депутаты Сейма, которые Батьку пересидели в своих креслах лет на пять. Например, Гедиминас Киркилас, Ирена Шяулене, Аудронюс Ажубалис, Юргис Разма, Ирена Дягутене и еще два десятка парламентариев от различных партий.
Принято считать, будто сплав мудрости и молодости дает хорошие результаты. Но вот обратный пример: типа мудрый социал-трудовик Киркилас и типа молодой консерватор Ландсбергис солидарно предлагают расширять санкции против, как сами говорят, белорусского режима. И после этого искреннее удивляются, почему специально созданной комиссии Сейма отказывают во въезде в Белоруссию для работы с гражданским обществом?
По последним данным, в списки кандидатов в депутаты включено 1755 претендентов. Из них десять открыто говорят о нежелательности вмешательства Литвы в белорусские дела. Приплюсуем еще восьмерых, которым Главизбирком отказал в регистрации – вот и все смелые, трезвомыслящие. Остальным безразлично, как и с кем в ближайшие пять лет строить отношения в соседней стране. Но сама белорусская тема – это возможность привлечь на свою сторону так называемый демократически настроенный электорат, который по своей сути есть в каждой бочке затычка.
Ответная реакция администрации президента Лукашенко хорошо известна: Минск планирует прекратить грузопоток в направлении Клайпедского порта, создать свой санкционный список, возможно, запретит транзит литовского наземного грузового транспорта.
Действующие и будущие парламентариями убаюкивают: такие шаги экономически невыгодны, белорусы не отважатся. Когда Вильнюс в 2014 году активным образом поддержал антироссийские санкции, они тоже были экономически невыгодны Литве. Но политика взяла верх. Почему белорусам не пойти по этому пути?
О многогранности экспертных "талантов"
– А коронавирус как влияет на предвыборную гонку?
– Самым прямым. Все кандидаты-эксперты по Белоруссии одновременно являются профессиональными вирусологами и эпидемиологами. Ставленники "Союза крестьян и зеленых" (СКЗЛ), претендующие по итогам выборов на первое-второе места, на всех уровнях доказывают, что лишь благодаря их усилиям Литва успешнее всех стран Европы пережила первую волну эпидемии и совершенно готова ко второй.
Часть славы от аграриев стараются перетянуть на свое поле их партнеры по правящей коалиции, особенно социал-трудовики Гедиминаса Киркиласа. Оппозиция, наоборот, критикует любые шаги СКЗЛ по обузданию эпидемии и раскручивает темы финансовых злоупотреблений при организации общественных закупок антивирусных специальных средств.
Нарушений, как выясняется, действительно немало. Партии второго круга уже утверждают, что при благоприятном для них результате голосования согласны войти в коалицию СКЗЛ, если в правительстве не останется министра здравоохранения Аурелиюса Вериги.
Сегодня это самая токсичная фигура, хотя на деле он – единственный кандидат в депутаты, реально работающий на антипандемийном фронте.
К слову, в Литве наблюдается пугающий рост заболеваний коронавирусной инфекций. На этом фоне выборы могут стать дистанционными, или даже их вовсе отменят.
Нет экономистов – нет профицитного бюджета
– Бюджет на 2021 год прогнозируется профицитным?
– Это заявление председателя партии аграриев Рамунаса Карбаускиса носит абсолютный популистский характер. Бюджет, конечно же, получится дефицитным. Но драка за его расходные статьи идет нешуточная, претендующие на переизбрание в Сейм партии стараются не только приподняться в глазах избирателей, но и утопить конкурентов.
Мне уже как-то доводилось говорить, что президент Гитанас Науседа требует социально ориентированного главного финансового документа. Ему в ответ вместо продуманных расчетов лидеры партий в формате предвыборной борьбы подсовывают популистские лозунги.
Например, ежемесячное пособие в размере 120 евро на каждого ребенка, увеличение пенсий на 50%, выплата ежегодной тринадцатой пенсии. Кто из пенсионеров не поддержит на выборах партию, готовую увеличить доход стариков на 50%? Все поддержат. Вопрос только в том, откуда деньги возьмут депутаты парламента от такой партии?
Общая беда государства в том, что в парламенте традиционно нет крепких экономистов. Много журналистов, музыкантов, актеров, шахматистов и медиков-неудачников. Наверное, в большинстве своем это хорошие люди, но экономисты никудышные.
Отсюда все финансовые беды государства: нищенские пенсии, демотивация участников рынка труда, эмиграция и даже развал доходных секторов экономии. В первую очередь говорю о туризме.
Бесхребетность Сейма – страшная сила
– Каким по качеству, на ваш взгляд, окажется новый Сейм Литвы?
– Совершенно не сомневаюсь, что среди зарегистрированных 1755 кандидатов в депутаты есть приличные, искренне болеющие за интересы своего государства люди. Но опыт предыдущих выборов подсказывает: как раз такие в парламент не проходят. Попадают, так сказать, нужные люди.
На основании предчувствия вывод может оказаться только одним: новый парламент политически окажется слабее нынешнего. Нынешний депутатский корпус не блистал. Он плелся в хвосте событий.
Вдруг появилась проблема с содержанием бездомных животных – все одновременно озаботились спасением зверюшек. Разгорелся кризис в Белоруссии – все метнулись то ли гасить, то ли разжигать. Выявились факты жестокого обращения с детьми – все сюда! Навального отравили – давайте Россию прессовать. И так дальше.
В результате законотворческой суеты государство десять лет никак не может выбраться из кризиса 2008–2009 годов. Что касается реформ в здравоохранении, образовании, они длятся по 25 лет, а конца пока не видно.