Кризис в Литве имеет системный характер, вызван принимаемыми решениями "высокопоставленных политиков в правительстве" и лишь стал явным в условиях пандемии коронавируса, считает экс-министр иностранных дел республики Повилас Гилис.
"Мы живем в условиях политического, правового, морального и экономического кризиса, и, возможно, главной его причиной является идиотизм нашей "элиты". Видимо, не случайно, что в последнее время в нашем публичном пространстве участились разговоры о нем", – заявил Гилис порталу Pozicija.
По его словам, пандемия, как и война, представляет большую угрозу для национальной безопасности Литвы, а государство со всеми своими институтами должно реагировать на эти угрозы, определяя меры.
Причем в самом начале, когда угроза вируса только обозначилась, литовские "госучреждения опаздывали" и не распознали ее "должным образом", отметил Гилис.
"Пора сказать, что наши государственные институты были пассивными, либеральными перед лицом системного кризиса, вызванного вирусом. Они не заняли активной позиции, только отреагировали", – отметил он.
Гилис осудил действия литовского правительства и их решения, связанными с реагированием на угрозы пандемии.
"Министр говорит почти исключительно о масках и карантине. Однако серьезных решений о закрытии медицинских учреждений или о переводе потоков пациентов в частные поликлиники практически не принимается. Признаков стратегического мышления на макроуровне пока не наблюдается", – подчеркнул экс-глава МИД Литвы.
По его мнению, если литовские власти не "отреагируют на кризисную ситуацию", то тогда "кризис в экономике будет продолжаться и углубляться". "И это проявится в упадке национального богатства Литвы", – заключил Гилис.
Ранее правительство Литвы подвергалось критике в связи с реагированием на пандемию коронавируса. Есть опасения, что возможная вторая волна COVID-19 и "жесткий" Brexit создадут риск того, что для борьбы с новой вспышкой пандемии государствам снова придется применять меры, оказывающие негативное влияние на экономику. В результате этого уже в 2020 году ВВП Литвы может сократиться на 16,8%.