Учителей не хватает, пособий – тем более. В Литве на грустной ноте завершается учебный год

Каким школьное образование в Литве станет к 1 сентября, когда традиционный колокольчик снова соберет за парты учеников 1–12 классов? Ответ ищут чиновники Минобразования, педагоги, родители учащихся и даже сами девчонки и мальчишки.

Чиновники Министерства образования, науки и спорта объявили, что "школьных учителей, готовых уйти из профессии по состоянию на конец 2019/2020 учебного года, гораздо больше, чем запланировано средств на выходные пособия". По закону выходное пособие может достигать шести средних уровней заработной платы. В бюджете Минобразования для этих целей зарезервирован 1 млн 200 тыс. евро. Фактически понадобится в четыре раза больше – около пяти миллионов. 

Первым прессе эту цифру озвучил Эгидиюс Милешинас, председатель профсоюза работников образования и просвещения. Он утверждает, что 31 мая местная власть, в чьем ведении находятся средние школы, уже передала кадровикам профильного министерства списки подлежащих увольнению. Документы составлены на основании рекомендаций, выработанных с учетом специфических условий карантина. Поэтому основной костяк покидающих профессию – педагоги старших возрастов и работавшие пенсионеры. 

В школах ждут решений кабмина

Как профсоюзный вожак, Милешинас задается назревшим вопросом: сумеет ли правительство Саулюса Сквернялиса найти недостающие 3,8 млн евро на выходные пособия? Возможности фонда пособий год от года сокращаются. В 2017 году он равнялся 3,2 млн, однако благодаря стабильной ситуации в системе образования почти половина средств не была использована и возвратилась в бюджет.

Выделенные в 2018 году 3 млн евро Минобразования использовало полностью. И вот случился совершенно неожиданный финансовый зигзаг, как следствие эпидемии коронавируса. Ситуация требует быстрого решения, но премьер и члены кабинета министров тянут резину в надежде, что проблема рассосется сама собой. 

Эвелина Йотейкайте, отслеживающая проблемы среднего образования, сообщает неутешительные новости: "Учителя не забыли и не простили правительству предложений поработать во время летних каникул "за спасибо". Педагоги помнят, как Минобразования никак во время карантина не защитило учителей из так называемой группы риска, однако запретило им участвовать в воспитательном процессе". 

Действительно, необходимость преподавания удаленным образом легла преимущественно на плечи молодых. Поэтому и они не торопятся проводить консультации для выпускников в канун экзаменов, которые из-за пандемии растянутся до августа.

В расчете на патриотизм

Странно, но в данный момент никто в Литве не в состоянии сказать, как будут оплачиваться рабочие дни, предшествующие государственным экзаменам. Даже уже упомянутый Милешинас отдает решение вопроса на откуп школьной администрации – она имеет право в каждом конкретном случае принимать решение. Но администрации ради экономии бюджетов склонны принудить учителей работать бесплатно. Так сказать, давят на корпоративный патриотизм, преданность профессии и уважение к рабочему месту. Мы приводим в пример не какой-то единичный случай. Наоборот, ситуация носит повсеместный характер. 

Андрюс Навицкас, еще один профсоюзный вожак, считает, что педагоги всех уровней обязаны защищать собственные интересы. В конце концов, учителя не обязаны работать в составе экзаменационных комиссий. Тем более, что "отказники" уже появились в Клайпеде и в столице Литвы. Значительная часть педагогов в момент экзаменов будут в отпусках. Маловероятно, что отдыхающие согласятся прервать семейные каникулы и возвратиться на рабочие места. 

Кому принимать школьные экзамены?

Навицкас не исключает, что министру образования Альгирдасу Монкявичюсу и его подчиненным пора искать добровольцев, которые взвалят на свои плечи ответственность за организацию и проведение выпускных экзаменов. Возможно, придется создать из числа чиновников Минобразования специальные команды для тушения потенциальных пожаров в регионах, где школы небольшие, а работают в них преимущественно возрастные педагоги. 

Правда, в сложной ситуации есть и глубоко положительные моменты. Например, надежда, что после эпидемии вырастет престиж профессии, а освободившиеся рабочие места вакантными останутся недолго.

Эгидиюс Милешинас, председатель профсоюза работников образования и просвещения, надеется на приток в профессию молодежи. "В противном случае, не могу представить, кто станет работать в школах Литвы через пять лет".

Милешинас в меру сил и возможностей добивается дополнительной мотивации студентов педагогических специальностей. Например, пробивает им стипендии в размере до 300 евро в месяц, ведет переговоры с правительством о повышении уровня заработной платы для действующих учителей, и с министерством – о сокращении нагрузок за счет искоренения необязательной бумажной работы, об упрощении условий для повышения квалификации, о приобретении новых знаний, в первую очередь, связанных с современными технологиями. 

Что говорит подчиненным министр?

По словам министра Монкявичюса, около 80% школ завершат 2019/2020 учебный год в дистанционном режиме в промежутке между 12–19 июня. 

Перед министерством стоит главная задача – улучшать существующие и разрабатывать новые программы дистанционного обучения, которые будут использованы в 2020/2021 учебном году. К этой работе подключены зарубежные эксперты. Минобразования аккумулирует средства для приобретения самой современной оргтехники.

В бюджете министерства 93,8 млн евро. Практически все средства запланированы для реновации, реконструкции, ремонта действующих и строительства новых учебных заведений. 

Как видим, о текущих проблемах – ни слова, будто их нет вовсе. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.