Смерть от Восточного партнерства: главу МИД Литвы решено принести в жертву

Министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс оказался тем козлом отпущения, которого либералы и консерваторы обвиняют во всех провалах во внешней политике. 

Руководитель литовского внешнеполитического ведомства Линас Линкявичюс попал под невиданный доселе беспощадный кинжальный огонь критики. Противники главы МИД взяли на себя смелость обвинить министра во всех провалах во внешней политике за минувшие десять лет. Беглый огонь открыл консерватор Жигимантас Павиленис, которого с фланга поддержал депутат Европейского парламента, либерал Пятрас Ауштрявичюс. Оба задались целью сделать из Линкявичюса классического козла отпущения.

Никогда не считала (автор Лейла Акбашева – прим. Baltnews) себя поклонницей главы МИД. Скорее наоборот – возмущалась тем, что руководитель внешнеполитического ведомства не содействует налаживанию добрососедских отношений и диалогу между странами, а вбивает клинья. Особенно хорошо это видно на фоне недипломатичных заявлений министра в адрес россиян и белорусов.

Например, в посольстве РФ в Литве Линкявичюса величают "крупнейшим специалистом по России в этой прибалтийской стране".

Вот небольшой фрагмент из рядового комментария:

"Обратили внимание на сделанный Сеймом Литвы "весомый вклад" в преодоление пандемии коронавируса – на резолюцию "Об историческом ревизионизме Российской Федерации". Импульс этой инициативе дал, естественно, министр иностранных дел ЛР Линкявичюс, крупнейший специалист по России в этой прибалтийской стране".

Поклонницей не являюсь, но должна взять под защиту главу внешнеполитического ведомства. Не нужно делать его крайним. Козел отпущения – это человек, который поставлен в ситуацию, когда на него спихивают все грехи окружающих, хотя вины на нем нет никакой. Давайте разложим претензии Павилениса и Ауштрявичюса по полочкам, пропуская мимо ушей беллетристику. 

Про врага народа

Депутат Павиленис, работавший в свое время послом в США и Мексике, обвиняет Линкявичюса в том, что последний большой успех Литвы во внешней политике пришелся на 2013 год, когда была дополнена концепция "программы Восточное партнерство" (ВП). "Все литовские политические силы работали сообща во всех европейских столицах. Вильнюс был центром и лидером программы ВП". Экс-дипломат считает, что с появлением в МИД Линкявичюса "внешняя политика плывет по инерции, поэтому Литва теряет союзников, а в ЕС начинают доминировать взгляды других стран, другие повестки дня и другие интересы". 

"Министр не сумел обеспечить преемственность в программе ВП, поэтому Европа отошла от идеи членства ее участников в ЕС в пользу идеи "углубления экономических санкций". Это разные цели", – отмечает Павиленис. Он считает, что европейские столицы решили не нервировать и не раздражать российского лидера, а официальный Вильнюс в лице руководителя МИД побоялся им возразить. 

Вместо этого Линкявичюс ухватился за налаживание отношений с "последним диктатором Европы" Александром Лукашенко, которому готов простить нарушения прав человека и преследования оппозиции. "Сотрудничество с тоталитарными режимами стало визитной карточкой МИД, что противоречит любым литовским традициям, – разоряется Павиленис. – У Литвы не осталось друзей. Возможно, их сознательно обменяли на продажу национальных интересов Москве и Минску. Страна широко открывает двери для инвазии коммунистического Китая. Такой внешнеполитический саботаж тщательно камуфлируется пустыми разглагольствованиями, к которым так склонен дипломатический банкрот Линкявичюс".

Складывается стойкое впечатление: депутат-консерватор клеит министру иностранных дел ярлык "врага народа", чтобы в случае необходимости антигосударственник такого высокого уровня оказался под рукой для моментальной расправы с ним.

© AFP 2019 / JANEK SKARZYNSKI
Участники саммита Европейского Союза «Восточное партнерство» в Вильнюсе, 29 ноября 2013 года

Патрон БелАЭС 

Еще одна шпилька главе МИД прилетела от либерала Ауштрявичюса за совершенное бездействие в борьбе против Белорусской атомной станции. Этот обвиняет МИД и его руководителя в абсолютном отсутствии понимания происходящего в подбрюшье Вильнюса. "Сегодня в Литве нет личности или института, которые взвалили бы на себя обязанности лидера во внешней политике. Она устала и задыхается. О защите национальных интересов нет речи", – отмечает Ауштрявичюс в докладе для Европейского парламента. 

Депутату очевидно, что уровень работы МИД в последние семь-восемь лет "ниже плинтуса". Никакие переговоры с Лукашенко по тематике БелАЭС невозможны и недопустимы, пока Минск не выполнит все требования Литвы по обеспечению безопасности ядерного объекта, включая главное – перенос АЭС подальше от литовской границы. Например, в Могилевскую область.

БелАЭС

Жертвоприношение

Понятно, что такие абсурдные требования никто в Белоруссии выполнять не станет. АЭС построена, идет загрузка ядерного топлива в реактор первого энергоблока. Физический пуск станции намечен на июнь.

Напрасно Павиленис с Ауштрявичюсом льют грязь на руководителя внешнеполитического ведомства. Он всего лишь проводник позиции президента Литвы, который в соответствии с Конституцией определяет, формирует и проводит международную политику. Мало вины Линкявичюса в том, что экс-президент Даля Грибаускайте и президент Гитанас Науседа так строят отношения с партнерами, что в итоге любые начинания оборачиваются во вред литовскому государству и народу.

Зачем тогда два депутата хотят принести в жертву министра? Дело в том, что 18 июня состоится встреча лидеров ЕС с участниками программы "Восточное партнерство".

Саммиту предрекают провал, поскольку у Брюсселя масса более актуальных вопросов, чем перспективы членства в ЕС и НАТО Украины, Грузии, Молдавии и ассоциированного членства Армении, Белоруссии, Азербайджана.

За провал кому-то в Вильнюсе придется расплачиваться. Чтобы не повели к гильотине нужных людей, нужно подсунуть палачам фигуру, которая бы их устроила. Линас Линкявичюс вполне подходит для такой роли. Тем более, что консерваторам и центристам он порядком надоел. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.