Политолог Вадим Воловой – из числа тех экспертов, кто прогнозирует появление в Литве после октябрьских выборов в Сейм левоцентристской властной коалиции. Мало кто сомневается, что левый политический фланг более перспективен с точки зрения договороспособности. Например, лейбористскую Партию труда Виктора Успасских трудно представить в союзе с консерваторами из Союза Отечества – Христианские демократы Литвы, но трудовики могут войти в коалицию с аграриями и социал-демократами или только с социал-демократами.
Часть I. Большой куш сорвут политические гиганты: прогнозы на парламентские выборы в Литве >>>
Часть II. Выборы в Сейм: осенью на литовскую землю может ступить мессия >>>
Часть III Прогнозы парламентских выборов в Литве: коалицию сформирует левый фланг >>>
О том, какие партии и на каких условиях могут создать будущее правящее большинство, Baltnews побеседовал с Вадимом Воловым.
– Г-н Воловой, новая левоцентристская коалиция будет похожа на ту, что стоит у власти в настоящее время?
– Вряд ли, поскольку аграрии из Союза крестьян и "зеленых" Литвы (СКЗЛ), вероятно, не смогут повторить свой предыдущий успех. Иными словами, после выборов расклад левоцентристских сил с большой долей вероятности изменится, и формирование правящей коалиции будет зависеть от способности партийных лидеров умерить свои амбиции, от их готовности к компромиссам.
– А если предстоит, допустим, формировать правую коалицию?
– Справа все более очевидно.
Консерваторы не смогут получить на выборах серьезное большинство, а коалицию им создать будет трудно – просто нет очевидных партнеров.
Конечно, они постараются выжать максимально возможный результат, но беда еще и в том, что их электорат устоялся и не в состоянии дать более 20% голосов. И это в лучшем случае, что подтверждают результаты мониторинга общественного мнения.
Чтобы привлечь больше сторонников, консерваторы во главе избирательного списка решили поставить не лидера партии Габриэлюса Ландсбергиса, а бывшего министра финансов Ингриду Шимоните. Однако далеко не факт, что рокировка сработает. Короче говоря, перспективы создания правящей коалиции у Союза Отечества – Христианские демократы Литвы (СО-ХДЛ) сомнительные, если не сказать проигрышные.
– Мы с вами в прошлых беседах упоминали фактор президента в пользу консерваторов…
– Не уверен, что Гитанас Науседа прямо поддержит консерваторов. Вообще ему сейчас нужно думать, как утвердиться в качестве весомого центра силы в политической системе, а консервативный шлейф в этом может не помочь, а помешать. Кроме того, слово президента сегодня не такое значимое, чтобы стать ключевым фактором в предвыборной гонке.
– Что вы имеете в виду?
– Я говорю о харизме и авторитете. Они были у покойного Альгирдаса Бразаускаса, у Валдаса Адамкуса, у Дали Грибаускайте. Как бы к ним ни относились, их слово чего-то стоило. В этом смысле президент Науседа, по крайней мере пока, уступает предшественникам. Возможно, ему кажется, что высокая степень доверия избирателей является гарантом его силы. Но в действительности его влияние на реальную политику сейчас не так уж велико.
Если глава государства и его команда не опустятся на землю, не проявят гибкость, не станут политически хитрее, площади Дауканто будет непросто работать с новым коалиционным большинством. Можно даже предположить, что оно продолжит во многом игнорировать позицию президентуры.
– В общих чертах картина ясна. Однако вдруг левоцентристская коалиция не сложится?
– А что вместо? Альтернативой ей может стать лишь неустойчивая коалиция консерваторов и каких-то левых, например, соцдемов. Или какое-то правительство меньшинства, что не характерно для литовской политической системы, тем более – на четыре года. А поскольку хаос никому не нужен, будут договариваться, торговаться те, кто может договориться.
– Насколько договороспособны партийные боссы, склонны ли они к компромиссам, умеют ли жертвовать амбициями?
– У СО-ХДЛ в целом и у Ландсбергисов в частности с компромиссностью все сложно. Они привыкли жить по принципу "будет так, как мы сказали, или никак", всегда действовать с позиции силы. Уступать не приучены.
Однако, если вести себя так и дальше, снова придется работать в оппозиции, что не есть хорошо для долгосрочного развития партии – из-за безвластия нарастает недовольство у традиционного электората и партийного актива. Поэтому консерваторам настало время что-то менять в идеологическом и избирательном подходе – иначе рано или поздно рухнут, как Римская империя.
– Какой в этом смысле вам видится ситуация в других партиях, претендующих на депутатские мандаты?
– В других партиях тоже не все гладко. Практически везде идет борьба между личными амбициями и политической целесообразностью, общей заинтересованностью в пребывании во власти. При этом практика показывает, что чаще верх берет второе.
Если перейти на личности, то на ум сразу приходит лидер аграриев Рамунас Карбаускис, которому надо быть более гибким, чтобы не оказаться на месте консерваторов.
С другой стороны, нужна и определенная принципиальность, поскольку готовность заключить политическую сделку хоть с чертом, хоть с дьяволом по принципу "вы предлагайте, а мы подстроимся".
Это характерно для Артураса Зуокаса, не всегда нравится избирателям. В этом деле надо искать золотую середину.
– Что вы можете сказать о Саулюсе Сквернялисе как о лидере "Союза крестьян и "зеленых"?
– Вот он, как мне кажется, как раз старается в любой ситуации действовать конструктивно, прагматично и в состоянии достойно стабилизировать не только партию, но и, как показывает кризис с коронавирусом, проблемную ситуацию в стране. Поэтому под него СКЗЛ, скорее всего, и будет формировать новую правящую левоцентристскую коалицию.
Впрочем, не будем торопиться. До выборов – если не перенесут – еще шесть месяцев.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.