Под давлением крупнейших стран Западной Европы Еврокомиссия отказалась от программы "военного шенгена" и сократила расходы на военную мобильность в бюджете Европейского союза до нуля, пишет для RuBaltic.ru политолог Александр Носович.
Военный шенген
Это программа развития военно-транспортной мобильности на всей территории Евросоюза, цель которой заключается в создании необходимой логистической инфраструктуры для оперативной переброски военных и техники к внешним границам Евросоюза на случай, если там произойдет вооруженный конфликт.
Изначально на программу было выделено 6,5 млрд евро. После анализа последствий Brexit бюджет военной мобильности был снижен до 2,5 млрд евро. Впоследствии страны-доноры ЕС, отмечает Носович, изучили новый многолетний бюджет и принялись резать статьи расходов одну за другой.
"В том числе под нож попали проекты, связанные с безопасностью. Урезали бюджет космической программы ЕС, программы исследований и инноваций в стратегических отраслях, а расходы на "военный шенген" председатель Евросовета и бывший премьер-министр Бельгии Шарль Мишель предложил ограничить 1,5 миллиарда евро", – отмечает Носович.
В итоге направленные на выравнивание уровня развития различных регионов Европы структурные фонды попали под сокращение, а от "военного бюджета" и вовсе решили отказаться. Это вызвало негативную реакцию у стран Балтии. Например, депутат Сейма Литвы Лауринас Касчюнас отреагировал на новость следующим образом:
"Когда я слышу идеи о европейской армии, я в основном выключаю звук, но некоторые оборонные решения ЕС могут сыграть важную роль как в укреплении взаимодействия ЕС с НАТО, так и в укреплении безопасности нашего региона. Здесь я сделаю паузу, чтобы спросить: знаете ли вы, сколько миллиардов евро эта инициатива ["военный шенген"] имеет в последней версии многолетних финансовых рамок ЕС? Пока что это 0,00".
По мнению Носовича, оговорка Касчюнаса относительно европейской армии не случайна: "Американские сателлиты в Восточной Европе с нескрываемым раздражением относились к идеям появления у Евросоюза дублирующих НАТО военных структур", поскольку такие инициативы подрывали военно-политическое доминирование США над Европой.
Поэтому закономерный вопрос, который может возникнуть, – зачем теперь, когда сокращается финансирование оборонных программ, выражать возмущение.
"Ответ: "военный шенген" – это же совсем другое дело! Во-первых, он не в пику НАТО, а во взаимодействии с НАТО. А во-вторых, и это главное, в рамках этого проекта нам построят дороги. Но вот как раз дорог Прибалтике не построят: Западная Европа твердо решила, что свои деньги она будет тратить только на себя. В том числе и в сфере безопасности", – пишет Носович.
Оборонные проекты остались
Примечательно, что не все оборонные проекты Евросоюза в последнем проекте были урезаны. Например, Фонд мира ЕС, хоть и был сокращен, имеет бюджет в 4,5 млрд евро. Этот фонд имеет значение для Франции – он был создан как инструмент силового влияния на ситуацию в Ливии с целью обеспечения безопасности на южных границах страны.
Александр Носович указывает, что Ливия важна для Франции, поэтому Париж готов вносить свои деньги в бюджет ЕС на укрепление южной внешней границы.
"Прибалтика же для Франции и других стран-доноров – какое-то геополитическое недоразумение, которое путается под ногами в Брюсселе, мешает делать политику и еще имеет наглость качать права и требовать себе чужих денег. Что? Дороги плохие, танки НАТО не пройдут? Ну так постройте себе дороги. Что? Денег нет? Ну так заработайте. Что? На вас Путин нападет? Ну так сами от него и защищайтесь", – резюмирует политолог.