На безрыбье: польский город зазывает туристов "борьбой с историей"

Свои отношения с историей Польша выясняет не только через высказывания крупных политиков, но и на уровне маленьких городов. Это вполне объяснимо: туризм здесь не развивается, промышленность – на самом низком уровне. Подробности – в материале Baltnews.

Если бы не "историческая политика" современной Польши, которая привела к уничтожению памятников, немногие сегодня бы знали о существовании Тшцянки – спокойного городка в западной части страны с населением чуть больше 17 тыс. жителей. Ничего особенного в нем нет. Можно сказать, что это – типичная польская глубинка. Промышленность в нем отсутствует, туристическая отрасль также не очень развита.

История города Тшцянки – это образец истории приграничных регионов Польши и Германии. С 1772 года, в результате первого раздела Польши, город входил в состав Пруссии. Под ее началом он находился вплоть до окончания Второй мировой войны, с коротким перерывом во время Наполеона. Еще 75 лет лет тому назад город назывался Schönlanke и был населен преимущественно этническими немцами.

Его взяли 27-го января 1945-го года войска 2-й гвардейской армии под командованием генерал-полковника Семена Богданова, который после войны стал маршалом бронетанковых войск СССР. До этого, еще во время операции по освобождению польского города Люблина, Богданов был ранен, а в послевоенной Польше удостоился ордена Virtuti Militari. 

© Sputnik/ РИА Новости
Командующий 2-й гвардейской танковой армией генерал-полковник Семен Ильич Богданов (справа).

В ходе операции по освобождению города от нацистов погибло 127 тысяч советских солдат. 56 из них похоронили на территории мавзолея, который был снесен 8-го сентября 2017-го года. Тяжелая техника уничтожила место захоронения и военное кладбище по инициативе городских властей, которыми тогда руководил мэр Кшиштоф Чарнецкий. Чарнецкий, ныне депутат парламента от правящей партии "Право и справедливость" – человек, не имеющий высшего образования. Раньше этот техник-строитель не проявлял никакой активности в Сейме. Зато в рубрике "профессия" в личной анкете написал: "представитель власти". Действительно, он довольно типичный "посланник" от элит правящей партии, возглавляемой Ярославом Качиньским.

Обстановка в Тшцянке оказалась в центре внимания СМИ, в том числе и российских, не так давно. Мэр добился довольно большой известности, когда Тшцянка стал примером безнаказанного нарушения польской администрацией не только национального ("Закон о могилах и военных кладбищах" 1933-го года), но и международного права ("Договора между Польшей и Россией" 1992-го и 1994-го годов, "Женевской конвенции" 1949-го года). Если благодаря ему стало возможным уничтожение тшцянецкого мавзолея, то это значит, что сегодня практически безнаказанно можно снести любые объекты, находящиеся под охраной в соответствии с польско-российскими соглашениями.

Вопросом сноса мавзолея заинтересовалось общество "Курск", которые уже много лет занимается реставрацией и сохранением памятников Красной армии в Польше. Именно благодаря его общественному расследованию были обнаружены шокирующие факты. Однако польское НКО не смогло юридически представлять интересы наследников и потомков погибших солдат. Поэтому пришлось их разыскивать в России. Затем представители семей сержанта Ивана Спиридонова и младшего сержанта Ивана Черкашина сделали своим уполномоченным польского адвоката.

Только с этого момента обжалование решений польской администрации стало юридически возможным. 9-го сентября 2019-го года в польский Институт национальной памяти поступило заявление – по поводу эксгумации тел павших советских солдат. В письме подчеркивалось, что региональная администрация (воевода Великопольского воеводства) приняла административное решение о том, чтобы вычеркнуть тшцянецкий мавзолей из списка военных кладбищ, мотивируя это тем, что тела похороненных солдат были оттуда были перенесены и перезахоронены совсем в другом месте в 1953-м году. В то же самое время нет никаких доказательств того, что это было. Более того, есть основания полагать, что на территории бывшего мавзолея есть захоронения погибших красноармейцев. Доказательства довольно твердые и однозначные.

© Photo: Общество «Курск»
Мавзолей советским воинам в городе Тщцянка, Польша

Во-первых, из документов, полученных из Центрального архива Министерства обороны в Подольске, следует, что, вопреки утверждениям польской стороны, никакого переноса кладбища не происходило. Такие вещи необходимо было согласовать с российской (тогда – советской) стороной. Однако на эту тему даже не проводилось никаких переговоров. Во-вторых, из экспертного заключения археолога Института истории Опольского университета можно сделать вывод, что археологические исследования, которые проводились частной компанией по заказу городских властей в 2016-м и 2017-м годах, на самом деле не имеют ничего общего с профессиональным научным подходом.

Они скорее могли привести к повреждению останков похороненных солдат. Кстати, для того, чтобы это понимать, вовсе необязательно быть специалистом. В заключении эксперта мы видим, что "в результате неинвазивных проверок были обнаружены аномалии, которые предположительно связаны с присутствием человеческих захоронений". Исследования были проведены с помощью георадара, который на самом деле выявил предметы, напоминающие человеческие останки. Также в 2016-м году на территории бывшего мавзолея были сделаны "зондажи", то есть т. н. шурфы, которые в действительности могут только повредить культурные слои, в данном случае – останки людей.

© Photo: Общество «Курск»
Выем грунта из насыпи на месте уничтоженного властями мавзолея советским воинам, город Тщцянка, Польша

Однако самый удивительный метод был применен поляками в 2017 году, уже после сноса здания мавзолея – при помощи экскаватора они сделали выемку грунта на насыпи около одного метра высотой. Учитывая то, что солдатские захоронения обычно находятся на глубине 1,8 метра, им на территории мавзолея нужно было бы делать проверку на глубине 3-х метров. Несмотря на то, что ими был сделан выем грунта на 70 сантиметров, для властей города Тшцянки это стало основанием для объявления о том, что никаких захороненных солдат в мавзолее нет. После этого они приступили к реализации инвестиционного проекта и строительных работ в городском парке.

К сожалению, Институт национальной памяти отклонил жалобу семьей красноармейцев на действия властей в городе. Такое же решение принял и глава районной администрации, который отказал родственникам погибших в их просьбе приостановить строительные работы. Получается, что в Тшцянке закон нарушается не только местной администрацией, но и центральными органами польского государства. Список ответственных лиц уже сейчас впечатляет.

Со временем к нему добавятся очередные чиновники, политики и "эксперты". При этом не стоит и думать о каких-то последствиях для польской стороны. Политических неизбежностей точно не будет, так как практически весь политический класс, включая оппозицию, выступать против антироссийской исторической политики не намерен.

Правовые эксцессы (некоторые чиновники по идее за это должны были быть привлечены к уголовной ответственности) сложно даже представить в силу полного подчинения прокурорской и судебной систем правящей партии. В данной ситуации остается только только рассчитывать на Европейский суд по правам человека, но для этого понадобится несколько лет.

Пока же городок Тшцянка – это наглядный пример того, как обострение польско-российских отношений развивается на провинциальном уровне. На фоне слабо развитой промышленности и отсутствия туризма это – очень большое подспорье. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.