Разоблачительный зуд. В Литве усиленно роют яму советскому писателю Пятрасу Цвирке

© Baltnews / Герман Седлецкий

Сотрудники вильнюсского Центра исследования геноцида и сопротивления жителей Литвы пытались опубликовать сенсационную новость. Не получилось, но яму для советского писателя-классика Пятраса Цвирки вырыли на славу.

Историки из Центра исследования геноцида и сопротивления жителей Литвы могли заявить, что капитан Йонас Норейка, назначенный немецкой оккупационной администрацией в 1941 году военным комендантом Шяуляй (тогда этот город был третьим по численности после Wilno и Kowno, как они обозначались на топографических картах германского генштаба – прим. автора), "активно сотрудничал с врагами".

После анализа фактов и общего исторического контекста Центр может обоснованно констатировать активный коллаборационизм Норейки с оккупационной властью. Текст мог бы звучать так:

"Да, он в своей политической деятельности активно сотрудничал со структурами оккупационной власти, а его коллаборационизм вызвал большие и вредоносные последствия для судьбы Литовского государства и его граждан".

© Baltnews
Фотография Йонаса Норейки

Капитан Норейка приложил руку к уничтожению граждан Литвы еврейской национальности. Комендант выполнил приказ и создал концентрационный лагерь, на правах старшего воинского начальника занимался распределением движимого и недвижимого еврейского имущества. Лично для себя и своей семьи забрал в центре Шяуляй двухэтажный дом, хозяева которого сгинули в лагере.

Одним словом, появился бы повод убрать таблички с улиц, школьную вывеску и мемориальные доски, восхваляющие активного сторонника гитлеровского режима. Но не тут-то было! Потому что сотрудники Центра исследования геноцида и сопротивления жителей Литвы о Норейке не написали ничего. Все, что цитировалось выше, сказано в адрес литовского поэта Пятраса Цвирки. Разве что к "оккупантам" следует прибавить уточнение "советские" – и все встанет на свои места.

В пресловутой справке говорится: "Когда в 1940 году в Литву вошла советская армия, была назначена марионеточная власть, которая создала фиктивные правовые предпосылки для оккупации страны Советским Союзом. Отмечается, что в первый день работы нелигитимного "Народного Сейма" 21 июля 1940 года Пятрас Цвирка был избран секретарем его президиума. Поэт, как и писатель Антанас Венцлова и еще три члена президиума, подписал декларацию, подтверждавшую, что "… в Литве вводится советский строй".

Фото Пятраса Цвирки их книги “Knygos apie Petrą Cvirką”

Историки цитируют и речь Цвирки, произнесенную в парламенте 24 августа 1940 года, в которой он прославляет советскую власть, приветствует превращение Литвы в Советскую Социалистическую Республику, славит Конституцию СССР, "вдохновителем и создателем которой является великий Сталин".

Для чего негодяи подготовили этот документ? Записка легитимирует снос памятника Цвирке, установленного в центре Вильнюса в 1959 году.

К слову, интеллектуалы против такого варварства, департамент культурного наследия тоже предостерегает националистов от поспешных решение и действий. Министром культуры в Литве работает поэт и литературный критик Миндаугас Кветкаускас. Он постоянно говорит о писательском таланте Цвирки и подчеркивает: "Невозможно вычеркнуть драматические страницы истории Литвы, разрушая памятники, отражающие советскую эпоху".

Активное слюноотделение у националистов не прекратилось даже после того, как председатель парламентского комитета по культуре Рамунас Карбаускис отметил, что в народной памяти имя Цвирки неразрывно связано с литовской культурой. "Любое политиканство вокруг этого имени разрушает культурный код народа" – таким оказалось резюме Карбаускиса.

Но радикалам никто не указ.

Сторонники декоммунизации публичных пространств и уничтожения монумента утверждают – с первого дня советской "оккупации" классик литовской литературы активно сотрудничал с Москвой, был председателем республиканского Союза писателей (СП), исключал людей из СП за антисоветские взгляды, передавал информацию о неблагонадежных службам безопасности.

Примитивно воспринимая исторический контекст, антисоветчики-русофобы видят только два цвета –коричневый и красный. Националистам ближе, разумеется, первый. Но 55% литовского общества он не по душе. Поэтому все громче звучат голоса против извращения истории и разрушения очередного памятника времен СССР.

Жесткую отповедь доморощенным вандалам в литовской прессе дал Айдас Пиворюнас, внук Пятраса Цвирки. Он категорически против "нарратива единственно правдивой истории, основанной на идеологии разрушения".

"Я обратился в Генеральную прокуратуру с просьбой расследовать публичное распространение лжи о Цвирки, и хотя бы таким образом защитить моего дедушку. Абсурдно утверждать, что он совершал преступления против человечества".

А судьи кто? В этом месте из уст Пиворюнаса прозвучали слова, которые в современной Литве говорить вслух не принято и даже опасно. Поэтому их стоит процитировать:

"Интересно, как сегодня поступили бы редакторы бизнес-класса, авторы пьес, в которых ругательств на русском языке больше, чем всех других слов? Как бы они поступили, если пришлось бы свидетельствовать за коллегу, которому "шьют" дело со смертным приговором? Не надо обладать богатой фантазией, чтобы увидеть, как эти храбрецы накладывают от страха в штаны. Как они по мере необходимости меняют свое мировоззрение по три раза на день".

Журналиста не могут не радовать конфликтные ситуации. Есть, о чем писать, сильные и слабые стороны людей проявляются четче. Жизнь показывает, кто в Литве симпатизирует коричневым, а кто – красным. Вот несколько типичных комментариев из социальной сети Facebook в защиту памятника литовскому литературному классику:

"Почти все сотрудничали с Советами. Теперь стоят у власти и травят одного ... посмертно".

"Разоблачительный зуд продолжается? Интересно, аналитики имеют корни в Литве, или все они прилетели прямо с Марса? Как они оценивают деятельность своих родителей, бабушек и дедушек и свою собственную в годы советской власти? Ведь все подчинялись законам СССР, вступали в партию и комсомол, ходили на политинформации и страстно кричали, что живут по заветам Ильича. Надо перечеркнуть жизнь не только Цвирки, а жизнь всей Литвы, которая была активным коллективным строителем коммунизма, а не спала в анабиозе. Если уж рубить, то рубить свою руку, а лучше голову, чтобы не занималась очковтирательством и подтасовкой истории".

"Жители Литвы, в том числе Ландсбергис, Грибаускайте, Кубилюс, Линкявичюс, если глубже копнуть, не меньше Цвирки сотрудничали с советской властью".

Вот уж действительно: не судите – и не судимы будете.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.