Стало дышаться свободнее. Как в Литве размыкают стальные клещи Грибаускайте

© Канцелярия президента / Робертас Дакус

С уходом Стальной магнолии, как когда-то бывшего президента Литвы Далю Грибаускайте окрестили западные издания, многие в парламенте и в правительстве вздохнули с облегчением, поскольку от внутренних конфликтов страдал сам процесс государственного управления.

В последнее время со стороны литовской оппозиции усилилась критика в адрес президента Гитанаса Науседы. В связи с тем, что в Литве идут большие споры относительно проекта бюджета на будущий год, правящая коалиция столкнулась с внутренним кризисом, главу государства призывают быть более решительным и критичным по отношению к правящему большинству.

В этом смысле можно утверждать, что в Литве наметился перелом. Президент Гитанас Науседа вступил в должность 12 июля 2019 года, ознаменовав тем самым конец десятилетней эпохи своей предшественницы Дали Грибаускайте.

© AP Photo / Mindaugas Kulbis
Новый президент Литвы Гитанас Науседа и бывший президент Литвы Даля Грибаускайте на церемонии инаугурации в Вильнюсе, 12 июля 2019 года

Сегодня бывшая глава государства формально отошла от дел, но продолжает участвовать в различных мероприятиях и время от времени комментирует то, что происходит в стране. Не секрет, что на протяжении последних лет она много критиковала правящих "аграриев", и сами по себе отношения между Сеймом, правительством и президентурой были очень натянуты. Стороны периодически обменивались негативными ремарками в адрес друг друга, взаимодействие затмили конфликты и взаимные обиды.

Эта напряженность, по сути, стала отличительной чертой президентства Грибаускайте. В период с 2012 по 2016 годы, когда правящую коалицию формировали социал-демократы, лейбористы и правоцентристы отношения президентуры и кабмина также оставляли желать лучшего.

Под конец каденции Сейма бывший премьер-соцдем Альгирдас Буткявичюс откровенно говорил, что все контакты по линии президент-правительство фактически отсутствуют, а сам он не разделяет и не понимает резкой критики со стороны главы государства.

В 2016 году победу на выборах одержала партия "Союз крестьян и "зеленых" Литвы" (СКЗЛ), премьером стал бывший глава МВД Саулюс Сквернялис, которого в 2015 году Грибаускайте даже призывала уйти в отставку, но тот воспротивился этому и сохранил свой пост. С приходом к власти "аграриев" отношения не улучшились. Спустя некоторое время президентура также продолжила критиковать правящих.

© Канцелярия президента / Робертас Дачкус
Даля Грибаускайте и Саулюс Сквернялис

Даже после ухода с поста главы государства Даля Грибаускайте продолжает активно высказывать свое неодобрение работой СКЗЛ и кабмина. В конце октября, например, президент критично отозвалась о налоговой политике, назвав намерения депутатов "ошибкой". Говоря же о действиях парламентского большинства в целом, она сказала так – "много поспешного хаоса". 

Время согласия

Нетрудно догадаться, что с уходом Стальной магнолии, как когда-то Далю Грибаускайте окрестили западные издания, многие в парламенте и в правительстве вздохнули с облегчением, поскольку от внутренних передряг и конфликтов в первую очередь страдает сам процесс государственного управления. Ключ к успеху и пониманию всегда лежит через проговаривание, дискуссии и коммуникацию, которая отсутствовала.

Новый президент Гитанас Науседа изменил эту традицию.

Еще во время избирательной кампании Науседа подчеркивал, что одна из основных целей его президентства – обеспечить качественный диалог и взаимодействие с действующим правительством и Сеймом, и он не отказался от своих слов.

Стороны периодически спорят, но важен сам факт тесного участия главы государства в том, что касается внутренней политики.

Накануне главу правящей партии СКЗЛ Рамунаса Карбаускиса попросили высказаться, что он думает и как оценивает работу с бывшим и действующим президентом. Лидер "аграриев" дал откровенный ответ.

"Сравнив ситуацию с прошедшим периодом десяти лет (отношения между правящими и президентурой – прим. Baltnews), то – это день и ночь. На данный момент отличное сотрудничество. Мы говорим и слышим друг друга, помощники [президента] постоянно бывают в парламентских комитетах. Я считаю, что общими силами мы проделаем много хорошей работы", – сказал Карбаускис журналистам.

© BALTNEWS.lt / Михаил Прощин
Рамунас Карбаускис

Напомним, что под конец каденции Дали Грибаускайте ситуация была настолько напряженной, что глава "аграриев" заявлял, что, по сути, даже не хочет и не ставит своей целью встречу с президентом. Сейчас все принципиально изменилось.

Новая эпоха

Неслучайно, что под закат президентства Грибаускайте в публичном пространстве усилилась критика в адрес главы государства. За десять лет лишь немногие осмеливались и позволяли себе критиковать национального лидера, что, безусловно, говорит о сильных качествах и очень большом влиянии президента, но после завершения полномочий ситуация поменялась.

Вот как охарактеризовал, например, деятельность президента депутат Европарламента, глава лейбористской Партии труда Виктор Успасских: "На первый взгляд строгая и красивая риторика, на самом деле, абсолютно фальшивая, поскольку большую часть своей юности и жизни она провела, служа советской, кгбэшной системе, которая просто привита в ее кровь. Все десять лет ее руководства Литвой было основано на лицемерии, интригах и стремлении к рейтингам". 

Похожим образом высказалась и журналистка Года Юоцявичюте.

"В ходе своего последнего обращения президент очень точно говорила о попытках власти накинуть узду не только на прессу, но и на искусство, и ясно вспомнила, что какие бы то ни было кнуты не создадут свободного и гармоничного общества. Однако именно в годы правления Дали Грибаускайте власти больше всего разбрасывались и хлестали этими кнутами. А полиция так разбушевалась, что стала преследовать и наказывать людей за жесты, движения, символы, высказанные слова или же абсурдные анонимные жалобы. (…)

Театры начали чувствовать давление цензуры, чего в свободной Литве еще совсем недавно никто даже представить не мог. (…) За последние десять лет ни одно литовское издание вообще не осмелилось выпустить ни одной сколько-нибудь шокирующей или противоречащей политике государства книги", – писала она в авторской статье. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.