Отказ от диалога с Минском? Почему в риторике Науседы так много "но"

© Sputnik

Президент Литвы Гитанас Науседа заявил о готовности вести диалог с Минском, однако он нашел два "но", которые якобы осложняют отношения между странами.

Литовский лидер Гитанас Науседа после совещания с руководителями ответственных ведомств на тему отношений с Белоруссией заявил, что "красными линиями" в диалоге с Минском является БелАЭС и "вопросы прав человека", пишет ИА Regnum

"Президент созвал руководителей ответственных ведомств, парламентские политические партии – как правящие, так и оппозиционные, чтобы неформально поговорить на актуальные вопросы внешней политики. Эти вопросы диктует жизнь, и темы были – Белоруссия и Украина. У президента было несколько вестей для руководителей ведомств. Что касается Белоруссии, он повторил, что открыт для диалога, но он должен развиваться, не переступая "красные линии" – Островецкая АЭС и права человека", – сообщила советник президента Литвы по вопросам внешней политики Аста Скайсгирите.

Касаемо прав человека в Вильнюсе выразили обеспокоенность проведением выборов в Белоруссии, которые, по мнению президентского дворца, не были демократическими.

Отметим, что Науседа, будучи кандидатом в президенты, заявлял, что вопрос строительства БелАЭС не должен полностью затемнять отношения Литвы и Белоруссии.

Заевшая пластинка Вильнюса

Напомним, что ранее премьер Литвы Саулюс Сквернялис заявил, что республика хочет помочь Белоруссии "стать демократическим государством".

"Заинтересованы ли мы в том, чтобы сделать это государство демократическим государством, чтобы оно было ориентировано на западную демократию, или в том, чтобы просто отказаться и оставить его на произвол судьбы, чтобы восточный сосед превратился в союзное государство или филиал?" – заявил глава кабинета министров.

По его словам, интерес России заключается в том, чтобы приблизить к себе Белоруссию максимально. В то же время Литва хочет, чтобы соседняя страна была "демократически дружественным государством".

При этом он настаивает, что позиция Вильнюса в отношении БелАЭС не меняется. Кроме того, Вильнюс продолжает собирать международную коалицию против строящейся БелАЭС.

Так, комитет Сейма по делам Европы предложил МИД Литвы подписать обращение к Еврокомиссии и всем странам-участницам Евросоюза, чтобы коллективно заблокировать доступ на европейский рынок электроэнергии с БелАЭС.

Запрет на приобретение электричества с объекта в Литве закреплен на законодательном уровне. Официальный Вильнюс настаивает, что станция в Островце является угрозой национальной безопасности, и призывает соседние страны бойкотировать проект. Однако до сих пор республика не смогла найти поддержки на высоком уровне – как у своих ближайших соседей, так и у США.

Во время визита в Литву министр энергетики США Рик Перри заявил, что по вопросам БелАЭС республика должна взаимодействовать с Белоруссией и МАГАТЭ. Его заместитель Рита Барануол впоследствии отметила, что ядерное топливо для строящейся БелАЭС могло бы поставляться, в том числе, и из США.

"Я бы сказала, что реакторы ВВЭР, сходные с устанавливаемыми на БелАЭС, безопасно работают в мире. В будущем топливо отчасти могли бы поставлять и американские поставщики топлива. Это уже делается на некоторых электростанциях в мире", – отметила она.

При этом в Минске настаивают, что станция строится в соответствии с нормами безопасности, а претензии Вильнюса к строительству объекта политизированы.