Призрак "китайской угрозы": "создатель" Трампа сочинил нового врага Европе

© РИА Новости/Алексей Агарышев

Стив Бэннон – один из самих авторитетных политиков и журналистов из окружения бывшей команды американского президента. По его инициативе США начали борьбу за влияние среди правых и крайне правых партий и движений в Европе. Несомненно, к нему прислушиваются и в Варшаве.

Стив Бэннон, по некоторым источникам, являлся вдохновителем и архитектором избирательной кампании Дональда Трампа. Действительно, он возглавлял избирательный штаб нынешнего президента США, а потом полгода проработал в его администрации в качестве советника по стратегическим вопросам.

© AP Photo / Mary Altaffer
Стивен Бэннон

Давление со стороны либеральных СМИ спровоцировало его отставку летом 2017 года. Тем не менее Бэннон остается влиятельным голосом и представителем той части американского истеблишмента, которая составляет часть ближайшего окружения хозяина Белого дома.

Что придумал Бэннон

После отставки бывший советник Трампа заявил о намерениях поддерживать идею создания международного альянса национал-популистских движений – особенно европейских. Идея немного утопическая, поскольку в одном ряду он поставил итальянскую "Лигу", французское "Национальное объединение", венгерский "Фидес" и польскую правящую партию "Право и справедливость".

Напомним, что партия Качиньского – в отличие от остальных – придерживается воинственных, антироссийских взглядов. Это делает ее сотрудничество с другими, по мнению Бэннона, "дружественными организациями" затруднительным, учитывая их отношение к Москве и критику санкций, направленных против России.

Однако Бэннон продолжает свою мечту "популистского блока", и даже публично перед выборами в Европарламент заявлял о готовности оказания всевозможной поддержки в деле создания нового общеевропейского объединения. Для этого он учредил фонд "Движение", переехав в Европу и начав переговоры с представителями крайне правых партий по всему Старому Свету.

Как несложно было предположить, инициатива Бэннона с самого начала была обречена на провал. Правда, в итоге его идею поддержали лидер итальянской "Лиги" Маттео Сальвини, другая итальянская национал-консервативная партия "Братья Италии" и черногорское "Движение за перемены", однако фракции в Европарламенте создать не удалось.

Лидеры "Альтернативы для Германии" и "Национального объединения" дали четко понять, что не приемлют никакого американского вмешательства в политическую жизнь Европы. А представляющий польскую партию "Право и справедливость" евродепутат Кароль Карский заявил, что сотрудничество его партии с пророссийски настроенными силами в принципе невозможно.

Противоречивые суждения Бэннона о России

После неудачи в Европе Бэннону пришлось заняться другими проектами – кстати, тоже направленными на оказание влияния на политические решения европейских стран. Не стоит забывать, что многие американские либералы неоднократно обвиняли пиарщика Трампа в чрезмерной симпатии к России.

На самом деле его высказывания по этому вопросу слишком противоречивы, чтобы делать окончательные выводы. Фактом остается лишь то, что на фоне других политиков и экспертов в США идеолог "популизма" высказывается относительно мягко.

Например, он подчеркивал, что не стоит развязывать новой холодной войны, однако в качестве аргумента приводил экономическую "слабость" России, которая, с его точки зрения, не является конкурентом для США. При этом Бэннон нередко занижал объемы российского экономического потенциала, приравнивая его к экономике штата Нью-Йорк на основании неверных данных.

Руководствуясь этими представлениями о России и периодически ссылаясь на христианский характер современной российской цивилизации, Бэннон по сути утверждал, что Москва может стать союзником Запада в столкновении глобальных игроков.

Новая угроза

С 2017 года бывший советник администрации Трампа продвигает новую геополитическую концепцию, основанную на противлении совершенно новому союзу, так называемой оси зла. Кто же входит в состав этого "адского" альянса? Китай, Турция и Иран – уверенно заявляет Бэннон.

"Нам теперь придется разобраться с Китаем, Ираном и Турцией. С Турцией, которую мы считали союзником", – заявил он в одном из интервью. В 2017 году Бэннон говорил, что Анкара "не представляет интересам США такой угрозы, как Иран, – она намного опаснее". Он выступал с резкой критикой лидера Турции Реджепа Эрдогана, говоря, что бóльшую часть своей публичной активности намерен направить на противодействие этой угрозе.

С Ираном все намного понятнее – именно Бэннон последовательно и успешно убеждал Трампа в необходимости выйти из ядерного соглашения с исламской республикой. Но, конечно, самой ужасающей страной, с которой Америке нужно бороться всеми способами, по его словам, является Китай.

Амбициозный оппонент США

"Нам еще никогда не приходилось сталкиваться с таким амбициозным оппонентом, как Коммунистическая партия Китая", – предупреждал Бэннон. Он подчеркивал, что КНР использует ряд ассиметричных средств "финансового, экономического, кибернетического, информационного, лоббистского, разведывательного и политического характера с целью нанесения удара по Америке и окончательного ее поражения".

Бэннон, идеолог альтернативных правых и неоконсервативный экстремист Фрэнк Гаффни вместе учредили специальный Комитет по текущей китайской угрозе (Committee on the Present Danger: China). Этот комитет, кстати, получил крупную финансовую поддержку от выходцев из Китая, в том числе Майлза Квока (известного также как Го Веньгуй – прим. Baltnews), проживающего в США предпринимателя, выступающего с резкой критикой руководства КНР.

Задача комитета и других созданных под этот проект структур проста – лоббировать политические решения, направленные против экономических и политических интересов Поднебесной. Все это совпадает с теми политическими задачами, которые реализовывал американский истеблишмент. Особенно во время торгово-экономического конфликта Вашингтона с Пекином.

Место Польши

Польша и Центральная Европа не могут оставаться в стороне. Ведь в стратегию Китая "Один пояс и один путь", стремительно реализуемую нынешним руководством КНР, вошли крупномасштабные проекты в странах региона.

Карта проекта "Один пояс и один путь", объединяющего «Экономический пояс Шёлкового пути» и «Морской Шёлковый путь XXI века»

В последнем интервью проправительственному еженедельнику Do Rzeczy Бэннон дает обширный комментарий последним событиям, связанным с экспансией Китая в Европе. В нем он обращает внимание на опасность экономической зависимости от Пекина, приводя пример некоторых стран Африки.

Кроме того, он ссылается на факторы эмоционального характера, восхищаясь тем, что на протяжении веков поляки умели "сопротивляться агрессорам и диктаторам". По его словам, правящая в КНР элита – "преступники и бандиты", которые якобы ничуть не лучше Гитлера и Сталина, вместе взятых. Нельзя вступать в деловые отношения с "коммунистами" – апеллирует к польскому антикоммунизму Бэннон.

Подытоживая свои размышления, он не оставляет Польше никаких компромиссных вариантов: "Польша должна сделать выбор: либо сотрудничество с Америкой, либо с Китаем". При этом американский идеолог надеется, что необходимость совместного противостояния китайской угрозе осознают и в Москве, хотя пока возлагает надежды лишь на "демократические страны Запада".

Разумеется, можно свести антикитайскую кампанию Бэннона исключительно к реализации задач, поставленных перед ним его заказчиками и спонсорами. Однако стоит заметить, что Бэннон – не единственный американский борец с угрозой "тоталитарной" КНР. Похожее мнение высказывает генерал Роберт Спалдинг, бывший сотрудник Совета безопасности США, которого в последнее время регулярно цитируют польские государственные СМИ.

Это, несомненно, означает, что влиятельная часть американского истеблишмента формулирует новые инструкции своим лимитрофам. Их содержание можно выразить довольно однозначно – новым центром вражеской геополитической силы следует считать Китай.

Польша уже почти два года послушно выполняет поставленную задачу. Она активно участвует в развернутой ЦРУ акции против компании Huawei (задержание сотрудников, подозреваемых в шпионаже; отказ от допуска к государственным тендерам), отменяет прежние договоренности по поводу участия страны в инфраструктурных проектах в рамках проекта "Один пояс и один путь", косвенно способствует снижению товарооборота.

А ведь еще в 2016–2017 годах публично говорилось о стратегическом партнерстве Варшавы и Пекина и проводились встречи на самом высоком государственном уровне. Все это сильно затрудняет осуществление масштабных инвестиционных проектов и реализацию планов правительства "Права и справедливости" – например, строительство нового транспортного и логистического хаба в центральной Польше.

По всей видимости, партия не способна найти других инвесторов, готовых прийти на замену китайцам. Ни у кого нет ни достаточных ресурсов, ни геополитического интереса. После полного отказа от сотрудничества с Россией Варшава начинает очередную борьбу во имя чужих интересов.

Тем странам региона, которые ведут многовекторную политику, особенно Венгрии, такое направление польской внешней политики очень выгодно. Теперь республика сама будет активно сотрудничать с КНР, о чем уже многократно публично заявил венгерский премьер-министр Виктор Орбан.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.