Похоже, возвращаются темные времена, а националисты чувствуют себя все вольготнее, поскольку их слова и действия не вызывают никакой ответной реакции, а напротив. В обществе не просто теплится, а назрел откровенный раскол – он связан с неудобной правдой и ожесточенными спорами вокруг вопроса исторической памяти, а именно противоречивым периодом с 1941-го года по 1945-й год, когда в стране уничтожили 95% еврейского населения – свыше 195 000 человек. Доподлинно известно, что в убийствах принимали участие местные пособники нацистов.
Нельзя отрицать, что в последние годы крайне правые и радикалы, казалось, лишились всякой популярности и внимания со стороны общественности. Если еще десять лет назад о них говорили как о проблеме, а их шествия вызывали беспокойство и у либералов, и у властей, и, самое главное, у западных партнеров и иностранных дипломатов, то позже все их влияние почти сошло на нет.
На выборах их партия и схожие политобъединения получают менее 5%, но сейчас все стало иначе.
Противоречивая дискуссия по Йонасу Норейке – одного из лидеров антисоветского подполья, причастного к Холокосту, – нахальные действия радикалов, антисемитский митинг в центре столицы, тысячи поддерживающих "светлую память героев борьбы за свободу" в лице партизан, к которым причисляют и Норейку, ведет к очень большим проблемам.
В обществе витает атмосфера ненависти, а так называемые патриоты делят людей на лояльных и нелояльных. К угрозам в лице русских и неправильных поляков прибавились и евреи. Хотя на уровне государства это, мол, не поддерживается, но особо и не осуждается. Отказ четко назвать вещи своими именами, разобраться со своим прошлым, определиться, кого мы считаем героями, а кого нет и можно ли "героям" списать все преступления против человечества, продолжая чествовать их как образчик добродетели – дает почву для серьезного беспокойства.
Поразительно и то, что история в Литве, то есть события, имевшие место быть более 70 лет назад, разделяет людей и по сей день. Будто война никуда не уходила. Очевидно, что в обществе так и не отрефлексировали, не проговорили все проблемы – старые раны кровоточат до сих пор. Страшно то, что пожар может разгореться из-за маленькой спички – именно это представляет подлинную угрозу национальной безопасности и спокойствию в обществе, что очень печально.
Молчаливое одобрение
Ответ на вопрос "почему?" кроется в разных причинах. Однако часть видной литовской интеллигенции считает, что ответ прост – негативные тенденции усиливаются из-за молчаливого одобрения и отсутствия адекватной реакции со стороны властей.
В последние дни внимание прессы было приковано к заседанию Генассамблеи ООН и речи президента США Дональда Трампа. Последний заявил, что "будущее принадлежит патриотам, а не глобалистам". В ходе своего выступления он в какой-то мере превознес ценности национальных государств, что тепло было встречено и президентом Литвы Гитанасом Науседой.
Литовский лидер поспешил заявить, что Трамп абсолютно прав. Речью американского президента поделилась праворадикальная партия "Союз националистов и республиканцев Литвы".
Все это не осталось незамеченным со стороны прогрессивной общественности. Так, известный публицист, журналист, театрал и бывший диссидент Аркадиюс Винокурас неожиданно заявил, что президент Литвы потакает крайним националистам.
"Сегодняшняя Литва никак не способна к рождению политических визионеров, готовых к смене вредоносной терпимости по отношению к правовому нигилизму в обществе. Как еще по-другому объяснить нежелание президента Гитанаса Науседы жестко раскритиковать произвол националистов?" – задается риторическим вопросом он.
Винокурас подчеркивает, что, несмотря на 30 лет жизни в независимой стране, ни одна политическая партия так и не смогла трезво посмотреть правде в глаза, говоря о том, что творилось в кровавые 1941–1944 годы.
"Президент Гитанас Науседа, к сожалению, не исключение. В отличие от премьера Саулюса Сквернялиса, заявившего, что мемориальная доска Йонасу Норейке была установлена незаконно, президент не смог сказать даже это. (…). К сожалению, и позаимствованная Науседой идея о государстве благосостояния бессильна перед критикой со стороны социал-демократов. Хотя очевидно, что его однозначная поддержка самоуправства крайних националистов никоим образом не соответствует этой социал-демократической идеи", – приводит обращение Винокураса пресс-служба Социал-демократической партии Литвы (СДПЛ).
Опасные тенденции
Аналогичного мнения придерживается и поэт, эссеист и историк Сергей Канович – сын известного литовского еврейского писателя Григория Кановича. Он тоже возмущен тем, что националисты незаконно вернули табличку в честь Йонаса Норейки, а власти проглотили эту "патриотическую акцию".
Более того, его возмутил тот факт, что Центр культурного наследия настаивает на том, что новая мемориальная лента должна быть признана ценной составляющей здания библиотеки. Такую рекомендацию они презентовали Департаменту культурного наследия.
"Есть и больше ценных особенностей. Предлагаю поместить всех оставшихся [в Литве] евреев в гетто, а давшему такое распоряжение учредить еще одну мемориальную ленту на библиотеке Врублевского. Можно и танцевать польку с калачами в Понарах (место массового убийства евреев в годы войны – прим. автора) после официальной обязательной части траурных мероприятий. Если серьезно, то кому-то наверху настало время сказать, что уничтожение евреев в Литве было нормой. А памятные знаки в честь участвовавших в истреблении являются охраняемыми атрибутами национальной гордости. Такое систематическое тихое безумие", – с иронией пишет Сергей Канович на своей странице в Facebook.