Как русофобия мешает Литве решить "назревшие проблемы" с соседями

© РИА Новости

Белоруссия и Литва планируют начать диалог с целью урегулирования проблем двусторонних отношений, однако не всем в Вильнюсе это нравится.

Министр иностранных дел Белоруссии Владимир Макей в четверг встретился с министром иностранных дел Литвы Линасом Линкявичюсом, сообщает пресс-служба белорусского МИД.

В ходе встречи главы ведомств обсудили актуальные темы двусторонних отношений, в том числе вопросы, которые вызывают озабоченность у обеих сторон.

"Достигнуто понимание необходимости начала открытого и искреннего диалога в целях поиска решений назревших проблем. Собеседники рассмотрели вопросы взаимодействия в рамках международных организаций, договорились продолжить рабочие контакты в ближайшее время", – говорится в сообщении.

Одна из проблемных точек

Министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс ранее заявил о том, что республика не одобряет новых соглашений между Россией и Белоруссией в рамках интеграции.

Углубление интеграции Москвы и Минска означает, что Россия "приближается к границам Литвы со всеми последствиями этого", что "вряд можно считать положительным", подчеркнул министр.

Глава литовского МИД отметил, что Белоруссия "очень сильно интегрирована с Россией", поскольку у государств общая система обороны, а также работа служб безопасности. Исходя из этого, отметил министр, Литва и далее будет придерживаться "принципа селективного сотрудничества с Белоруссией".

На обеспокоенность литовского министра отреагировал министр иностранных дел России Сергей Лавров:

"Министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичус вдруг озаботился тем, как идут переговоры о создании Союзного государства. Якобы дальнейшая интеграция Москвы и Минска создает угрозу для Литвы, потому что она будет приближать Россию к литовским границам. Но, во-первых, мы и так имеем общую границу с Литвой.… Но он специфический человек, давно работает. Не всем удается сохранить остроту зрения и ощущение реальности", – заявил Лавров "Коммерсанту".

Кроме того, Лавров отметил, что переговоры с Белоруссией идут в строгом соответствии с договоренностями, которые были заключены в Союзном договоре 1999 года:

"Там обозначены приоритетные цели, к которым нужно двигаться. Правительства обеих стран напряженно работают по поручению президентов. В декабре должна состояться очередная встреча в верхах. Все, что мы сейчас наблюдаем в экономических блоках наших правительств, говорит о том, что они понимают необходимость достичь договоренностей".

Не всем по нраву

Руководство консервативной партии "Союз Отечества – Христианские демократы Литвы" (СО-ХДЛ) призвало президента республики и правительство не отказываться от вето на соглашение о партнерстве между Евросоюзом и Минском, говорится на сайте партии.

Консерваторы считают, что власти республики не предпринимают активных действий для объединения позиции Балтии и Европы в отношении доступа на рынки Евросоюза энергии с "небезопасных" атомных электростанций.

Кроме того, консерваторы призвали министра иностранных дел Линаса Линкявичюса дать ответ о возможном будущем изменении позиции Литвы по поводу БелАЭС, а также предоставить стенограмму своей встречи с белорусским коллегой Владимиром Макеем.

В случае отказа Литвы от своей позиции в вопросе БелАЭС, консерваторы настаивают на необходимости рассмотреть политическую ответственность Линкявичюса.

В свою очередь, министр Линкявичюс, комментируя высказанное в его адрес недовольство, заявил, что консерваторы, предлагая избегать диалога с Белоруссией, отстаивают позицию России, передает LRT.

"Еще больше удивляет то, что они не хотят диалога между ЕС и Белоруссией. Как раз это на самом деле соответствует интересам одной страны (России), но я не знаю, осознанно или неосознанно они защищают интересы этой страны", – заявил Линкявичюс.

Кроме того, Линкявичюс отклонил критику консерваторов, которые считают, что министр не предпринимает активных действий для достижения единой позиции стран Балтии и всего ЕС по БелАЭС. Линкявичюс заявил, что точка зрения на станцию не меняется.

"Отсутствие общения с этой страной не изолирует Белоруссию, а изолирует наши возможности повлиять на нее", – резюмировал министр.