Белоруссия рассчитывала на улучшение политических отношений с Литвой на фоне взаимодействия в сфере экономики, однако этого не произошло, заявил экономист, эксперт по странам Прибалтики Александр Носович Sputnik Литва.
Он привел в пример слова посла Белоруссии в Латвии Василия Марковича, который отметил, что сегодня Минск уже не рассматривает Вильнюс как выгодного экономического партнера, поэтому отдает свои предпочтения Латвии в области грузоперевозок.
Носович считает, что улучшение политических отношений между Белоруссией и Литвой не произошло даже на фоне инвестиций Минска в Клайпедский порт. Развитие экономических связей предполагало дальнейшее улучшение и в сфере политики, однако этого не случилось.
"Именно этим вызвано решение переориентировать транзит на Латвию. В краткосрочной перспективе это большие издержки, большие денежные затраты, но стратегически, я думаю, эта ставка отобьется. Правда, тут нужно иметь в виду, что есть еще одна сторона этого вопроса – это Россия", – отметил эксперт.
Он предположил, что в дальнейшем белорусский транзит будет диверсифицирован по всем направлениям – в Литву, Латвию и Россию.
"Какая-то часть транзитного потока сохранится у Клайпеды. Безусловно, часть грузов уйдет в Латвию – в Ригу, Вентспилс, Лиепаю. Уже принято решение по итогам последних лет дорастить транзит нефтяных грузов Белоруссии через порты России до миллиона тонн", – рассказал он.
Ситуация с БелАЭС
Напомним, что Литва выражает недовольство строительством в Белоруссии атомной станции у литовской границы из-за ее "небезопасности". Вильнюс на законодательном уровне запретил импорт электроэнергии из стран, в которых действуют "опасные" АЭС, чтобы вырабатываемое на них электричество не попало на литовский рынок.
При этом ни для кого не секрет, что покупка электроэнергии Вильнюсом с этой станции была бы выгодна и Литве, и ее потребителям. Однако глава Министерства энергетики Литвы Жигимантас Вайчюнас отмечал, что Белоруссия и Россия, при сотрудничестве с которой Минск осуществляет строительство БелАЭС, могут найти способ обойти запрет и поставлять электроэнергию не только на свою территорию, но и в Латвию и Эстонию. На данный момент республики Прибалтики имеют возможность закупать электричество только через Литву, однако у них отсутствуют правовые и регуляционные инструменты для осуществления импорта.
Экс-министр энергетики Литвы Арвидас Секмокас в прошлом году заявлял, что республика будет использовать электроэнергию белорусской атомной станции, но не напрямую, а через посредников.
Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков отметил, что "Литва постоянно заявляла, что запретит импорт из Белоруссии электроэнергии с БелАЭС, а значит и вообще с любых станций". "Сейчас мы видим, что может произойти какой-то откат этой позиции, и тогда непонятно будет, как вообще определить электроэнергию – отделить от электроэнергии с газовых станций Белоруссии. В проводах же не определить, откуда и какая электроэнергия идет", – подчеркнул эксперт.
Он обратил внимание на то, что в начале 2018 года Литва существенно увеличила закупки электроэнергии с белорусских газовых станций.
"Вполне возможно, что это определенная подготовка к следующему году, когда БелАЭС будет введена в эксплуатацию. Сейчас, увеличив закупки, они скажут, что вот эти максимальные закупки – это все газовая электроэнергия. Если сверх этого объема закупать электроэнергию, тогда будем считать, что все куплено на АЭС. Расширенный коридор – это то, что мы покупали у Белоруссии, когда еще атомной станции не было, значит, этот объем и есть потенциал покупки газовой электроэнергии. Вполне возможно, что они сейчас готовятся к такому развитию событий. В таком случае они сохранят лицо, скажут, что не закупают атомную электроэнергию с БелАЭС, заявят, что все равно они против атомной станции. Таким образом Литва получит экономическую выгоду и сохранит свои политические условия", – рассказал Юшков.