Что случилось
Немецкая газета Junge Welt пишет, что оттягивание правительством Дании момента выдачи разрешения на строительство газопровода "Северный поток–2" приведет к подорожанию проекта и повысит цены на газ, что сделает его работу нерентабельной.
Согласно новому маршруту прокладки газопровода, "Северный поток–2" пройдет через исключительную экономическую зону Дании, что означает, что правительство этой страны не имеет права не выдавать разрешение на строительство.
Автор статьи Рейнхард Лаутербах отмечает, что датские власти всячески пытаются воспрепятствовать скорому завершению строительства трубопровода. Парламент страны даже издал специальный закон, позволяющий МИД Дании – который сам по себе не имеет ничего общего с процедурами одобрения – выдвинуть возражение против разрешения, которое не может быть отклонено в соответствии с международным морским правом даже по "соображениям безопасности".
При этом журналист отмечает, что Дания может отложить проект путем проведения обширной "экспертизы", которая предполагает в срок до шести месяцев провести оценку воздействия на окружающую среду, а еще шесть месяцев для оценки всех представленных вариантов маршрута. Это может привести к временной заморозке строительства, а в худшем случае – к демонтажу уже проложенных труб.
Все это, считает Лаутербах, увеличит стоимость проекта, а также уменьшит рентабельность "Северного потока–2", поскольку увеличится и стоимость поставок газа. Таким образом, российское голубое топливо может подорожать настолько, что разница в цене с американским дорогостоящим СПГ для стран Европы будет минимизирована.
Мнение
Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков заявил Baltnews, что действия датских властей не повлияют на рентабельность "Северного потока–2".
"Я сомневаюсь, что затягивание Данией ситуации (с выдачей разрешения) приведет к каким-то проблемам для реализации "Северного потока–2". У Газпрома и европейских партнеров проекта есть запасной план строительства трубопровода в обход Дании. Маршрут станет чуть длиннее. Австрийская компания OMV (партнер Газпрома по проекту) заявляла о том, что даже более длинный маршрут не приведет к тому, что это приведет к подорожанию "Северного потока–2" и самого газа. В этой части нерентабельность этому проекту не грозит", – рассказал эксперт.
Однако, по его словам, есть другой, более тревожный для проекта фактор.
"Другой момент, что на морские газопроводы распространяется третий энергопакет и недавно принятые поправки к Газовой директиве. Там, я думаю, что потенциальная угроза больше, поскольку Газпрому запретят использовать трубопровод на полную мощность. Это может создать угрозу рентабельности проекта, но здесь стоит вопрос об использовании трубы, а не ее строительстве", – подчеркнул Юшков.
Напомним, что Совет стран ЕС утвердил поправки к Газовой директиве Евросоюза, которые касаются работы морских газопроводов и распространяются на "Северный поток–2".
Газовая директива предполагает распространение правил, которые уже действуют на наземные трубы, на новые и действующие морские газопроводы из третьих стран в Евросоюз. В частности, добывающая компания не должна будет владеть трубопроводом, по которому доставляется ее газ, а также должна предоставить доступ третьих сторон к газопроводу и недискриминационные тарифы и прозрачность.
Данные поправки означают, что у "Северного потока–2" должен появиться независимый от "Газпрома" оператор (на данный момент это полностью структура Nord Stream 2 AG), а к мощностям должны получить доступ третьи лица – 50% мощности газопровода должно быть зарезервировано под прокачку газа от других поставщиков.
Напомним, что данные поправки были разработаны противниками российского газового проекта.
"Что касается новых поправок, они, конечно, более мягкие, чем тот вариант, который рассматривался изначально. И этот вариант позволяет регулятору, на территорию которого приходит газопровод с морской части на сухопутную, самостоятельно принимать решение о регулировании и соответствии в пределах территориальных вод страны регулирования. Поэтому я уверен, что эти поправки не окажут негативного действия для реализации проекта "Северный поток–2", – сказал министр энергетики России Александр Новак.