Дело Дрелингаса
В Литве бывший сотрудник советской безопасности Станисловас Дрелингас, участвовавший в задержании командира "лесных братьев" Адольфаса Раманаускаса-Ванагаса, которого в республике считают борцом за независимость, признан виновным в геноциде.
Все литовские суды приговор подтвердили. Защита Дрелингаса подала иск в ЕСПЧ, в котором юристы отмечали, что во время судебных процессов были допущены процессуальные нарушения.
Кроме того, юристы призывали обратить внимание на прецедент дела Витаутаса Василяускаса против Литвы – в 2015 году Страсбургский суд признал, что литовские власти безосновательно приравняли к геноциду уголовное преследование "лесных братьев" в деле Василяускаса.
Решение ЕСПЧ
ЕСПЧ 12 марта вынес решение, в котором указал, что претензии Станисловаса Дрелингаса не приняты. В Страсбургском суде решили, что в процедурной составляющей судов в республике нарушений не было.
"Суд отметил, что национальные суды тщательно изучили первую часть заявления и ЕСПЧ не видит оснований сомневаться в их выводах", – говорится в пресс-релизе.
Европейский суд по правам человека пришел к выводу, что Литва учла нарушения, выявленные в ходе дела Василяускаса, а "внутригосударственная система, основанная на международном праве в формате/форме "Конвенции о геноциде" и прецедентном праве Конституционного и Верховного судов, больше не показала недостатки, выявленные в деле Василяускаса".
Таким образом, осуждение Станисловаса Дрелингаса за геноцид не привело к нарушению статьи 7 Европейской конвенции о правах человека.
Реакция в Литве
Литовские СМИ и политики растиражировали новость под заголовками "репрессии СССР против литовских партизан могут считаться геноцидом", "правда восторжествовала", "Литва празднует историческую победу – террор советских оккупантов признан геноцидом", пишет Regnum.
Еще раз отметим, что Страсбургский суд признал, что литовские суды не нарушили процедурной составляющей, работая над делом Станисловаса Дрелингаса.
Странности решения ЕСПЧ
Добавим также, что в Европейской конвенции о правах человека в статье 7 говорится, что "никто не может быть осужден за совершение какого-либо деяния или за бездействие, которое, согласно действовавшему в момент его совершения национальному или международному праву, не являлось уголовным преступлением. Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то, которое подлежало применению в момент совершения уголовного преступления".
"Таким образом, литовскому суду и ЕСПЧ надо было оценить, мог ли обвиняемый предполагать в 1956 году, что его действия могут быть квалифицированы как геноцид", – написал советник по юридическим вопросам фракции "Зеленые/Европейский свободный альянс" в Европарламенте Алексей Димитров на странице в Facebook.
Согласно Конвенции 1948 года о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, под геноцидом понимаются действия, которые совершаются "с намерением уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую".
"В последние годы некоторые государства добавляют другие группы в определение геноцида в национальном праве. К примеру, определение геноцида в латвийском Уголовном законе до 2009 года содержало упоминание и социальной группы. Вопрос в том, насколько репрессии против такой группы можно было квалифицировать как геноцид в 1956 году", – отмечает юрист.
По мнению Димитрова, ЕСПЧ верно описал только факты и правовые нормы:
"Описание фактов и правовых норм верное, а юридические доводы и выводы кривые, на мой взгляд".