Отрицание Холокоста на востоке Евросоюза, в частности, в Литве, Польше, Венгрии и Хорватии, приобрело угрожающие масштабы, говорят данные исследования, проведенного при поддержке Йельского университета, Гриннеллского колледжа и Европейского союза прогрессивного иудаизма.
В исследовании отмечается, что правительства европейских стран реабилитируют преступников Второй мировой войны, в том числе и тех, которые были причастны к убийствам евреев. Люди, которые отрицают Холокост, следуют ревизионистскому направлению, они утверждают, что преследование и массовое уничтожение нацистами евреев не существовало.
Что касается Литвы, в исследовании говорится, что преступников в республике ранее судили, однако после распада СССР страна реабилитировала их и "продвигала националистическую интерпретацию". Нацистские коллаборационисты, как и другие военные преступники, продолжают почитаться в республике за их сопротивление СССР.
До Второй мировой войны, в частности, Вильнюс был известен как "литовский Иерусалим". Почти в каждом крупном городе республики евреи составляли до 30% населения, население небольших городов составляли 75-80% евреев.
"Такая плотность населения нередко означала, что евреев во время погромов окружали и убивали их же соседи чаще, чем их ссылали в гетто или лагеря, более привычные для западной памяти о Холокосте", – отмечается в докладе.
Самая большая трагедия в Литве произошла в Панеряе, где в общей сложности были убиты 100 тысяч человек, в том числе 20 тысяч поляков и 8 тысяч советских граждан.
"Несмотря на то, что в Вильнюсском и Каунасском гетто находились до 70 тысяч евреев, большая часть убийств произошла в первые девять месяцев немецкой оккупации. В эти убийства часто вовлекалась значительная часть литовского общества. Самый печальный пример – погром в гараже Летукис, когда литовцы забили до смерти несколько десятков евреев, в это время собравшаяся толпа смотрела, хлопала и покрикивала. После расправы принесли гармошки и был сыгран гимн Литвы, пока толпа плясала на телах убитых".
Другие эпизоды, особенно в сельской местности, были задокументированы в меньшей степени, но от этого не стали менее кровавыми, говорится в докладе. "Желание! Готовность! Радость, с которой литовцы убивали евреев. Вот что главное", – вспоминает Рахиль Констаниан, которая пережила Холокост и была директором выставки "Зеленого дома" Музея Холокоста в Вильнюсе.
Констаниан отмечает, что в ее памяти сохранились случаи, когда литовцы приходили к местам убийств евреев, ждали возможности покопаться в вещах убитых, чтобы забрать себе ценные предметы.
К моменту, когда немцы оккупировали Литву, на территории остались проживать лишь 40 тысяч евреев из прежних 160 тысяч евреев. В 1943 году гетто были ликвидированы. За период Второй мировой войны в Литве еврейская община была истреблена на 90-95%.