Запад изначально рассматривал новые информационные технологии в качестве катализаторов определенных общественных процессов, пишет эксперт по вопросам безопасности, информационных войн, геоэкономики Руслан Хубиев для ИА Rex.
"Для широкой публики интернет представлялся прорывом, сделанным для возведения коммуникации на новый уровень, на самом же деле в качестве целевой его функции выступал аналог консервного ножа. То есть возможность легко вскрывать информационные границы любого государства", – объясняет автор.
По мнению Хубиева, общественность получила возможность сравнивать потоки информации, анализировать, сталкивать позиции прессы между собой. И до недавнего времени это не имело критического значения, однако из-за "противодействия России в информационной, дипломатической и военно-политической среде, а также Китая в экономической плоскости, свободомыслие народов стало угрожать монополии Запада на "правду", отмечает автор.
"Табак против женщин"
В 1960-х годах появились новые методы рекламы, которые впоследствии были взяты "на вооружение" спецслужбами Британии и США. Тогда перед рекламщиками была поставлена задача с помощью манипулятивных методов убедить американских женщин начать курить. Маркетологи наняли движение американских феминисток, организовали парад, на котором женщины держали в руках зажженную сигарету, одна из участниц подошла к прессе и, куря, заявила: "девушки Америки, зажгите еще один факел свободы! Освободитесь от очередного женского табу!".
Журналисты растиражировали данное заявление, на газетах в дополнение к выкрику появилась информация о том, что курение якобы избавляет от лишних килограммов, в кино начали мелькать женщины с сигаретами. В итоге спустя несколько лет в Америке курили треть женщин.
"В результате сегодня мы видим, как в пропаганде против нашей страны используются те же самые методы. От массовости нужной новости и ее многократного повторения, до искусственного расщепления позиции на русофобскую точку зрения номер один и номер два. В действительности, обе отвечают задачам западных пропагандистов, но при этом создают у адресата ложную иллюзию собственного мнения.
Сложность, связанная с новым информационным состоянием обществ, у Лондона и Вашингтона лишь одна. Заключается она в необходимости срочно форсировать установление полного контроля над интернетом и его ведущими соцсетями. В плане России она дополняется еще и тем, чтобы отучить россиян от привычки к поиску альтернативной информации, появившейся у нас из-за самоуверенной паузы Белого дома", – уточняет Хубиев.
Круг "рекомендованных" интересов
Для реализации своих задач Запад, отмечает эксперт, пытается загнать людей в "круг "рекомендованных" ему интересов". В итоге в соцсетях в течение 2018 года появились сообщения о необходимости фильтрации лишних источников информации, преобразовании информационного мира.
На практике россиянам "рекомендуется" политический контент, который в большинстве своем, указывает Хубиев, оказывается русофобским, оппозиционным, негативно окрашивающим российскую жизнь:
"Организаторы информационной войны делают это далеко не случайно. Они прекрасно понимают, что психика среднестатистического человека устроена так, что встроенные в сознание фильтры пропускают прямиком в бессознательное лишь те идеи, с которыми мы уже согласны. Остальные воспринимаются критически. А значит, вначале необходимо создать нужный фон, продавить целевую идею и найти в обществе тех, на ком она сработает. Когда это происходит, взращиваются первые авторитеты".
Большинство граждан политикой не интересуются, поэтому рекомендации им раздают популярные люди. Популярность определяется количеством просмотров, частотой упоминания, но они, уточняет автор, сейчас искусственно завышаются. В результате антироссийские авторы и площадки преподносятся пользователям в качестве "полезного" контента. С помощью манипуляций и человеческой природы Запад формирует на первом этапе "правильные" ориентиры.
Затем идет подготовка соответствующего содержания, а далее – расширение процесса:
"Все очень похоже на то, как приучали к курению американских женин. Разница состоит лишь в том, что такой подход делает поддавшихся воздействию крайне нетерпимыми к тем, кто мыслит иначе. А в масштабе целей Запада в России – это критично".
Грани принятой в конце 2018 года "Когнитивной стратегии", по мнению Хубиева, – площадки, тиражирующие русофобский подход. По словам эксперта, программа уже работает: отсеиваются положительные достижения, новости, вместо них в сети в первую очередь высвечиваются материалы о том, "как все плохо".
"В свое время ряду политиков США была необходима война во Вьетнаме. Но по религиозным и ряду иных положений общество Америки не горело желанием развязывать вражду. В армии был недобор, и тогда была включена машина пропаганды. В прокат вышли "документальные" фильмы с эмблемой Пентагона на "первых полосах". В них американские китайцы и американские японцы, родившиеся и всю жизнь прожившие в США, переодевшись в форму вьетнамских военных, совершали различные зверства и преступления. Ничего подобного в реальности не происходило, однако после выхода фильма в прокат желающих записаться на военную службу стало значительно больше. Инстинкты и негативные эмоции – вот то, что пропаганда США пытается вызвать у граждан России, настраивая их против самих себя, государства и социума", – приводит пример автор.