В Сейме Литвы анализируются причины и последствия экономического кризиса 2008–2009 годов. Особое внимание уделяется вопросам по действиям властей: были ли меры, направленные на улучшение ситуации, правомерны.
Напомним, тогда ВВП Литвы упал на 30%, что стало самым масштабным сокращением экономики в Евросоюзе. Литовские власти отказались от помощи МВФ и предпочли брать кредиты под высокие процентные ставки, что только усугубило положение.
Бывший главный экономист банка SEB Гитанас Науседа, объявивший о своем намерении участвовать в выборах президента Литвы, считает, что перегрев экономики произошел из-за аппетитов кредитных и других учреждений, сообщает Regnum.
Он сравнил поведение участников рынка в 2008–2009 годах с "дикими конными скачками", которые вели бизнес по принципу "кто быстрее, тот и выиграл". Они активно раздавали кредиты населению, цены стали неадекватно высокими.
Науседа отметил, что главная ошибка тех лет – невмешательство Центробанка Литвы в ситуацию.
Незаконное обогащение
Напомним, ранее бывший депутат Европарламента Маргарита Старкявичюте, курировавшая вопросы экономики членов Европейского союза, заявила, что во время финансового кризиса в Литве президент республики Даля Грибаускайте незаконно разбогатела, и потребовала передать показания в прокуратуру.
"Литва умышленно одалживала деньги на международных рынках под высокие проценты, не пользуясь возможностью дешевых кредитов, последствия кризиса для Литвы были тяжелейшими из-за действий властей, а страну в финансовый хаос, от которого экономика до сих пор не пришла в себя, ввергла лично президент Литвы Даля Грибаускайте, которая напрямую управляла на тот момент министром финансов Ингридой Шимоните", – посчитала Старкявичюте.
Маргарита Старкявичюте отмечает, что в 2009 году Грибаускайте отказалась брать кредит с выгодной ставкой в 1,5%. Вместо этого был взят кредит под процент в размере 9,5. Гособлигации – этого не скрывалось – покупались лично Грибаускайте, что принесло ей огромную прибыль.
Отметим, что пресс-служба Грибаускайте не привела аргументов, опровергающих версию Старкявичюте.