Социолог университета им. Витаутаса Великого Дайнюс Гянис – один из ученых, которые по заказу правительства республики исследовали причины эмиграции из Литвы, – уверен, что объяснить отток населения только экономическими факторами нельзя, сообщает ru.delfi.lt.
В опросе ученых приняли участие 1 500 мигрантов, которые проживают в трех регионах Европы – Великобритании, Скандинавии и Южной Европе. Участники опроса называли главные причины переезда. Согласно результатам, 56% респондентов указали целью отъезда желание заработать, 20,7% – желание испытать себя и свои силы, 20,3% – бегство от литовского порядка.
По итогам исследования, специалисты разделили респондентов на три группы. В первую вошли экономически активные граждане, которые хотят заработать. Вторая группа – это люди, которые желают реализовать себя, для чего и уезжают. Третья – группа протеста. В последнюю группу входят литовцы, которые уезжают не потому, что хотят этого, а потому что вынуждены это сделать из-за, например, недовольства властью, социальным устройством страны.
Отдельно выделяется семейный фактор. 25,9% опрошенных мигрантов указали, что уехали к родственникам, которые уже жили за границей. 13,5% респондентов указали, что уехали для того, чтобы помочь семье.
"Часто бывает, что уезжает один человек, в основном мужчина, а за ним – семья. Мы заметили, что после эмиграции меняется состав семей: если перед отъездом семья или партнер были у 35,7% участников опроса, то после отъезда эта часть вырастает до 65,7%. Мы предположили, что семьи люди создают и поскольку улучшается материальное положение", – прокомментировал Дайнюс Гянис.
Чего людям не хватает
Социологи также интересовались у мигрантов условиями, при которых они могли бы вернуться в Литву. Одно из самых главных, особенно для третьей группы протеста, – уважительное отношение власти к человеку. 47,3% заявили, что и, будучи в эмиграции, интересуются политикой Литвы, следят за решениями властей. Дайнюс Гянис отметил, что особенно активна группа протеста, которая отличается большим чувством гражданственности.
Также респондентам важны адекватные рабочие условия. 89,3% отметили, что в условиях эмиграции видят уважение к работнику, в Литве же – 36%. Уровень стресса положительно оценили в 25,5% для Литвы и в 69,3% для эмиграции. Возможность карьерного роста в Литве практически отсутствует по сравнению с эмиграцией: 19,1% и 74,8% соответственно. Оценка труда работников в республике, по мнению опрошенных, низка – 38%. В эмиграции – 80,6%.
Образ литовского мигранта
Согласно результатам исследования, республику покидают граждане, для которых важна семья (77,6%). Они трудолюбивы, умеют адаптироваться к ситуации (50,1%), коммуникабельны и склонны к сотрудничеству (37% и 42,3% соответственно).
"Все группы были разочарованы социальной справедливостью в Литве. Надо не только эффективно бороться с коррупцией, но и говорить о том, что социальная справедливость может мобилизовать, сплотить общество", – подвел итоги Дайнюс Гянис.
Почему полтысячи литовцев не могут получить статус ссыльного >>>
О сокращении численности
За 2018 год численность населения Литвы сократилась на двадцать тысяч, по состоянию на 1 сентября 2018 года в стране проживают 2,799 миллиона человек. Впервые численность составила менее 2,8 миллиона человек. Республика за двенадцать месяцев "потеряла" 20 тысяч постоянных жителей.
Преимущественно уезжает молодое поколение. За год количество молодежи в республике сократилось на 5,5%.