"18 лет назад моя умирающая мама попросила меня продолжить работу над книгой о ее отце Йонасе Норейке, знаменитом литовском герое Второй мировой войны, который боролся с коммунистами. <…> Начиная работать над проектом, я понятия не имела, что он приведет меня к личному кризису, отрицанию Холокоста и выводу об официальном покрывании литовским правительством", – пишет Фоти для журнала Salon.
Все детство журналистка знала своего дедушку как борца за независимость Литвы, погибшего в возрасте 37 лет от рук сотрудников КГБ. По легенде Норейка был лидером антикоммунистического восстания, руководил во время оккупации Литвы уездом на северо–западе страны и успел повоевать с нацистами. В стране он был известен под псевдонимом "генерал Ветра".
В октябре 2000 года Фоти вместе с братом приехали в Вильнюс. По ее словам, она была очень удивлена встречей:
"Мы были особенно удивлены, когда президент Ландсбергис со своей женой выразили свое почтение вдове, дочери и внукам "генерала Ветра". Многие спрашивали о моей книге о дедушке. Я обещала закончить ее. В ответ они гладили меня по спине, сжимали мои плечи и целовали мои щеки, говоря: "Ты отличная внучка. Нашей стране нужны герои".
Тогда они вместе с соратником Норейки Викторасом Ашменскасом установили на фасаде Библиотеки Академии наук Литвы памятную доску в честь дедушки.
"Генерал Ветра" оказался пособником нацизма
Из Вильнюса Фоти вместе с братом поехали в Шауляй. Им хотелось посмотреть на гимназию, которая была названа в его честь. Их встретил директор гимназии, который и рассказал, что Йонас Норейка был причастен к убийству евреев:
"Я спросила его, как вы решили назвать школу в честь нашего дедушки? Поглаживая подбородок, он ответил, что решение было принято в связи с тем, что было желание выбрать новое имя вместо российского, которое было ранее: "Ваш дедушка появился немедленно". Затем он отодвинул нас в сторону, чтобы другие не услышали, и добавил, что у него было много проблем из–за имени дедушки, поскольку он обвинялся в убийстве евреев".
Известие стало шоком для Фоти и ее брата. Журналистка описывает, что сначала подумала, что обвинения в убийстве евреев должно быть ошибочным. Однако директор, погладив ей руку, добавил, что поддерживает решение о переименовании, а все остальное осталось в прошлом.
Когда Фоти вернулась в Чикаго, она нашла брошюру под названием "Подними голову, литовец!", в которой она нашла "напыщенную речь против евреев". Фоти утверждает, что автором речи был ее дедушка: "Мои руки затряслись. Я не хотела дедушку, который был автором этой брошюры".
Спустя 13 лет Фоти нашла в себе силы продолжить расследование. Она вновь отправилась в Литву, где начала сотрудничать со специалистом по Холокосту Симоном Довидавичусом:
"Показала ему все монументы, посвященные моему дедушке. Симон показал мне ямы, в которых были похоронены евреи из–за моего дедушки. Я дала ему книгу, опубликованную Музеем жертв геноцида, в которой утверждалось, что мой дедушка был героем. Он дал мне книгу про Холокост, в которой мой дедушка был злодеем".
Результаты расследования
Фоти удалось узнать, что ее дедушка лично санкционировал убийства более десяти тысяч литовских евреев. Также журналистку поразила история с домом, который ранее принадлежал семье евреев: ее дедушка перевез семью во "внезапно освободившийся" дом.
Журналистки удалось познакомиться с выходцем из Литвы Грантом Гочиным, в убийстве родственников которого лично участвовал ее дедушка. Фоти утверждает, что Гочин несколько лет ведет кампанию против литовских коллаборационистов. Однако, несмотря на поддержку СМИ и общественников, власти современной Литвы покрывают преступления:
"Учитывая величайшее сопротивление литовского правительства, убедить его [дедушки] признать свою роль в Холокосте будет нелегко. Но души 200 тыс. евреев, похороненных на литовской земле, требуют сведения счетов", – резюмирует Фоти.