Эксперты единогласно пророчат потепление отношений между странами и даже сотрудничество этих государств в совместных глобальных геополитических проектах: в рамках Евразийской интеграции и ШОС. Но, в то же время упускаются из виду другие заявления официальных деятелей Турции, а именно заявления о сближении Анкары с Тель-Авивом, считает лидер движения славяно-тюркского единения Азербайджана, член экспертного совета ЕВРАЗЕС, председатель центра психопортретологии и политического анализа Адгезал Мамедов.
Без преувеличения могу сказать, что на фоне последних событий сближение Турции с Израилем действительно раскрывает полную картину стратегии США в этом регионе в ближнесрочной перспективе. Инициатива США заключается в том, чтобы заново сформировать треугольник Анкара – Вашингтон – Тель-Авив, как это было во времена ʺжелезного занавесаʺ — заявил Мамедов порталу Admiral.News.
Израильская сторона уже заявила о готовности возобновить былые отношения с Турцией по всем направлениям.
Если посмотреть непредвзято на это сближение и не обращать внимания на эйфорические высказывание некоторых политологов, то станет ясно, с чем в действительности столкнётся Турция и что её ожидает. Во-первых, такой союз однозначно ослабит геополитическую манёвренность Анкары, в частности на пространстве её интересов. Во-вторых, такой треугольник работает на руку Вашингтону, которому нужен сохраняющийся "статус–кво" на Ближнем Востоке в тактической перспективе. Это в каком-то смысле новый подход Вашингтона с отказом от планов пересмотра границ на Ближнем Востоке (так называемые карты Петерса). Таким образом, это гвоздь в гроб с желаниями некоторых политических центров намерявшихся содействовать созданию курдского государства.
В этом же русле, государства стран "треугольника" обязываются не помогать тем силам, которые не пересекаются с интересами заинтересованных сторон. Положение вещей очень выгодно Израилю и отвечает его государственным интересам. Так как новый тандем обязывает Анкару пересмотреть свои подходы по некоторым направлениям, в том числе, насчет ʺХамасаʺ.
По замыслам заокеанских стратегов, в будущем после присоединения Египта, Саудовской Аравии и стран залива к этому треугольнику, этот тандем обретёт новое лицо и проявит себя как сдерживающая сила в качествепротивовеса ʺШиитской полосеʺ.
В данном контексте, геополитическое сближение России и Турции ни как не входит в планы Вашингтона. В Анкаре правящая элита прекрасно понимает, что нагнетание негативных взаимоотношений с Россией привело к экономическим и геополитическим ущербам Турции.
Москва же после известных событий обратила своё внимание на Восток, и последовательно проводит политику ШОС – расширение этой организации за счёт прилегающих стран. До этого, многие российские эксперты упрекали Кремль в том, что ШОС является китайским проектом, который обслуживает интересы Китая. Сегодня же уже после присоединение к этой организации Индии и Пакистана с уверенностью можно утверждать, что баланс сил перешёл на сторону стран постсоветского пространства. Кремль смог привлечь в ШОС противоборствующие страны, объединив их под ʺодним зонтикомʺ.
Это ещё раз доказывает, что Россия является определяющей страной и геополитическим игроком на Евразийском континенте. Можно с уверенностью сказать, что мозговым центром Евразийской интеграции была и остаётся Россия. Отрадно, что и в этом ракурсе сближение славяно–тюркских народов станет определяющим звеном интеграции. Но, по всей видимости, участие Турции в этой интеграции очень затомлённое и здесь имеются существенные причины.
Турция является членом NATO и одновременно формируется новая стратегия Вашингтона в тандеме вышеуказанном треугольнике Вашингтон – Анкара — Тель-Авив. Как при таком раскладе можно говорить об евразийской интеграции Турции в перспективе? Действительно присутствует фактор Эрдогана, но он тоже не может, выходить за рамки дозволенного. Иначе расправа со стороны генералов, которые тесно связаны с Пентагоном, последует незамедлительно. В былые времена Эрдоган обезвредил несколько групп генералов, которые были противниками членства Турции в NATO, потому за океаном на это реагировали очень спокойно с одобрительными сигналами, на этот раз ситуация будет другая: никому не позволено выступать против ʺсвященных правилʺ Белого Дома.