Агиос Николос. Остров Закинтос. Греция. Небольшая кафешка рядом с пирсом. С Андреасом мы болтаем за чашкой вечного кофе грик. Забытый вкус манит и волнует. Его супруга Весна (ударение подает на "е") пригласила мою жену на пилинг. Бесплатный, замечу!
Женщины поймут: в этих краях водится маленькая рыбка-доктор гарра руфа (Garra Rufa), счищающая ороговевшую кожу. Сначала это вызывает у купающихся лёгкую панику, потом привыкаешь и не обращаешь внимания. Одним словом, благодать…
Разговор о кризисе мой собеседник начал сам. Спросил, что я читал о кризисе в Греции? И сам ответил — с голоду никто не пухнет, заброшенных строек больше не стало, меньше тоже. Наличные в кармане есть — проблем нет. Меньше верь банкам!
Цены? Смотри сам, и учитывай, что ты в курортной зоне, далекой от материка, и здесь диктовать условия могут местные.
Андреас владеет АЗС на материке, на острова приехал отдохнуть. Просветил меня о стоимости бензина: 95-й стоит 1,6 евро за литр, дизтопливо — на 30 центов дешевле.
Я слушал и мысленно перелистывал страницы первых греческих впечатлений. Начал искать приметы кризиса, от которого Греция по мнению ЕС должна умереть в ближайшее время.
Аэропорт встретил нас регулярными рейсовыми автобусами, неплохой дорогой через череду чек-пойнтов мы добрались до автостанции. В зависимости от размеров авто, цена варьировалась от 1,2 — 3,2 евро. Уже начинали распахивать свои двери магазинчики, к метро и от него тянулся народ.
На мой взгляд, Греция не изменилась. Долгострои и недострои сменялись роскошными виллами, выгоревшая трава перемежалась с зелёными рощами. Пекло солнце. Но фраппе стоил 2 евро как в кафе в пути, так и на Закинтосе. Греческий кофе держался в пределах одного-двух евро. Молоко? 2 евро, причём вкус ошеломляющий. Обед в курортной зоне по ценнику остался прежним, 22-37 евро, тут уж все зависит от вас.
Обобщения делать имею полное право — в Греции бываю третий год подряд. Как уже говорил, измождённых и нищих не видел, а одноногий инвалид, стоящий у перекрестка — картина привычная, думаю для многих стран Европы.
Говорят, кризис отпугнул от Греции туристов. Но меньше их не стало. Это ещё раз подтверждает старую журналистскую истину: всё, что тебе сказали или написали, – "пиар", кроме некролога!
Грекам рекомендовали экономить. На чём, скажите мне? На еде? На еде экономить греки не стали – у них по-прежнему культ еды и огромные порции. И несмотря на то, что каждый имеет возможность готовить дома, греки не перестали и не перестанут ходить в свои традиционные таверны, оставляя там немало денег, но получая взамен ещё больше удовольствия.
Обед или ужин там никогда не превратится в банальное поглощение калорий – а как же атмосфера, музыка, публика, общение?
Экономить на питье? Думаете — р-а-з-б-а-в-л-я-ю-т! Да, разбавляют – греческую анисовую водку "узо" – водичкой, и красное вино – тоже водичкой, а местное белое вино "рицину" – "Кока-Колой". Но не под прилавком, как случается в соседних странах, а открыто, за столом – так у них принято. Пить неразбавленное вино и водку раньше считалось (да и теперь считается!) варварством.
Экономить на воде? Экономить на воде – это изобретение жителей Литвы. И других новых демократий + Украины. А в Греции, несмотря на то, что на некоторые острова пресная вода завозится на танкерах, тарифы на воду из-за кризиса не подняли. Греки любят чистоту, и без воды никуда!
У них нет грустного анекдота о воде: с утра в семье смывает последний… Но не будем о грустном.
В общем, по моим наблюдениям, кризис мало коснулся повседневной жизни подавляющего большинства греков. В Греции кризис не у граждан, а у государства. Огромный чиновничий аппарат, который насчитывает 20% трудоспособного населения, съедает значительную часть всех выделяемых Греции кредитов. К тому же ни для кого не секрет, что работают чиновники официально до 14.00!
Говорят, что глаз никогда не устаёт следить за тем, как работают другие люди. Наблюдать же, как работают греки, просто песня!
До обеда греки пять раз пьют кофе, как всегда, много курят, а потом – сиеста! И никакой кризис не заставит отказаться от сиесты. Поспать пару часов после обеда – дело святое.
После сиесты государственный сектор отдыхает, а частый выбирается с заспанными глазами из дома и, сидя в теньке, продолжает пить кофе, курить и, между делом продавать, скажем, сувениры. Ну, а что ещё делать? Огород полоть не надо – оливки сами растут, апельсины собирать ещё рано – это в ноябре. Да и сезонные рабочие-албанцы понаедут и помогут. Коров в Греции почти нет, а коз и овец собаки пасут, пастух же в теньке под кустиком дремлет – вот и всё сельское хозяйство.
Заводов, чтобы с утра до вечера стоять у станка, в Греции нет – берегут экологию для нас с вами. Труженики моря – рыбаки – уже к 10 утра с уловом у причала, а потом мы видим их в той же таверне. В сфере туризма работы хоть и много, но всего полгода – в межсезонье те, кто отработал в туризме летом, получают от государства пособие и тратят накопленные за сезон евро.
Вот такой уклад жизни. Завидуйте молча.
Но шутки в сторону.
Греки и политика неразлучны – это очень политизированный народ, что и выливается порою в забастовки и выход недовольных масс на улицы. Чаще всего в Афинах, на родине демократии. В Афинах не могут не отстаивать свои права – это у греков в крови.
Греки не могут жить по общим правилам Европейского союза. Трудно им принять педантичных немцев и выслушивать, где и как экономить, где можно курить, а где нельзя и как вести себя в своей стране. Что касается советчиков уровня бывшего литовского премьера Андрюса Кубилюса, то ему и вовсе со своими советами опасно приезжать в Грецию. Он о солидарном затягивании поясов, а ему – оливками. А то и вовсе побьют.
Кстати, знали ли вы, что Греция берёт кредиты помощи и продолжает платить Евросоюзу штрафы за нарушение прав женщин? Есть в Греции такое место – полуостров Афон, там находится 20 православных мужских монастырей. И вот уже полторы тысячи лет вход на полуостров Афон для женщин закрыт.
И это не в Пакистане, а в Евросоюзе, где женщины не только уравнены в правах с мужчинами, но даже кое-где могут замуж выходить друг за друга, жениться друг на друге. Полуостров Афон — часть Евросоюза и Шенгенской зоны, но — никаких женщин, и Евросоюз им не указ.
Если что и погубит Евросоюз, то не Греция, а надуманные правила политкорректности и кабинетный гуманизм. В той же Германии, например, или в Финляндии, Швеции и других странах ЕС, запретили производство фуа-гра – замечательного гусиного печеночного паштета, который продолжают производить и кушать во Франции, откуда он родом. Запретили оттого, что кабинетным гуманистам не нравится, что гусей силком кормят три раза в день – это нарушает их птичьи права!
Интересно, что бы кабинетные гуманисты сказали, если бы увидели, что греки делают с осьминогами, которые занимают почётное место на греческом столе? Дело в том, что мясо осьминога, чтобы оно было нежным и вкусным, нужно отбить. Как классический литовский карбонад. Но отбить ещё до того, как осьминог усоп, иначе задеревенеет.
Со стороны выглядит кровожадно, но на самом деле это гуманность, которую просто не все понимают. Нельзя лезть в чужой монастырь со своими правилами… Надеюсь, гуманисты ЕС не прочитают эту статью и не запретят готовить осьминогов – уж больно вкусны они, приготовленные на гриле.
Кстати, о кризисе. Во сколько раз подорожали осьминоги на гриле? Ни во сколько!
Греческий кризис развивается по классическим экономическим схемам. Товары, если уменьшается покупательская способность, должны дешеветь, что и видно, в частности, на греческом рынке недвижимости – цены на квартиры и дома упали.
Что касается основных активов Греции – солнца, моря, доброжелательности жителей и историко-архитектурных достопримечательностей, они не подвержены влияниям кризисов уже тысячи лет. Будьте за Грецию спокойны!