Это соглашение меняет политическую обстановку в мире на 180 градусов — Иран, который находился в состоянии экономической блокады около 30 лет, может превратиться в одну из гегемонствующих стран мира.
Таким образом, можно говорить о создании нового геополитического фона. Либерализующаяся иранская экономика начнёт привлекать иностранный капитал, и, таким образом, Иран примкнётся к экономике западных стран. Отметим, что соглашение между странами "шестёрки" и Ираном расценивается неоднозначно. Вывод иранской нефти на мировой рынок приведёт к стремительному спаду цен на нефть, экономическому ослаблению стран, доходы которых зависят от нефти.
Адгезал Мамедов, давший пояснение ATV.az насчёт данного вопроса, ввиду отсутствия полной информации о соглашении, заявил:
"Конечно, соглашение с "шестёркой" является весьма значительным событием с точки зрения экономического развития страны. Но здесь присутствуют геополитические факторы. Конечно же, имеются интересы противолежащей стороны — в частности Запада и США".
Что получат США и страны запада?
А.Мамедов считает, что одной из целей США и стран запада при проведении политики эмбарго по отношению к России является понижение цен на нефть и нефтепродукты, поставляемые в Европу. Именно эти продукты играют важную роль при формировании бюджета России. В первую очередь, обесценивание нефти на мировом рынке серьёзно ударит по российской экономике. В последнее время, запад начал реализацию этой политики и в других сферах.
Запад, которому не по зубам Саудовская Аравия, договорился с Ираном.
Превратится ли Иран в основную энергетическую альтернативу Европы?
Политолог А.Мамедов заявил, что Иран является одной из ведущих стран по экспорту нефти. Но политика эмбарго, осуществлявшаяся против Ирана, не позволяла в полной мере экспортировать нефть.
"В особенности, противоречия между Саудовской Аравией и США по вопросу экспорта нефти, заставили последних сблизиться с Ираном и найти общий язык. Большая ответственность лежит на Саудовской Аравии, которая под диктовкой США увеличивает добычу нефти, чтобы удовлетворить растущий спрос. Поэтому, США оказывают давление на Саудовскую Аравию по вопросу увеличения добычи. В результате, спрос и цена на нефть на мировом рынке уменьшатся.
В результате понижения цен на нефть, в России будет наблюдаться спад доходов от экспорта нефти и других углеводородных продуктов. Цель заключается в том, чтобы "сломать" Россию с экономической точки зрения и диктовать ей свои политические взгляды. Саудовская Аравия же в определённой степени не согласна с США по данному вопросу. Потому, что добыча нефти увеличивается, а цена на неё падает. Саудовская Аравия заинтересована в получении больших доходов в результате уменьшения добычи и увеличения цен на нефть. Здесь затраты на добычу не меняются. То есть, если даже цена на нефть падает, заработная плата рабочего не меняется. С этой позиции, точки зрения США и Саудовской Аравии не совпадали. Вдобавок, за последнее время прослеживалось сближение между Саудовской Аравией и Россией. В особенности, это явление отчётливо прослеживалось при встрече между президентом России и королевской семьёй в Петербурге: между двумя государствами были подписаны договоры и соглашения. В этой ситуации сближение с Ираном на руку Америке и странам запада.
На мировом рынке появится новый гарант экспорта нефти и с помощью Ирана появится возможность предотвратить рост цен на нефть. Вторым фактором являются геополитические интересы. "Одним из геополитических интересов является предотвращение сближения Ирана с Шанхайской Организацией Сотрудничества. С этой целью Иран пытаются вовлечь в геополитическую конструкцию, ориентированную на Запад. Здесь, конечно же, имеются проблемы с геополитическим режимом, существующим в Иране. Этому способствует инстинкт защиты страны, исходящий из традиций иранской государственности", — заявил политолог.
Россия и Иран превратятся в соперников по экспорту энергии на Южном Кавказе. Кто выиграет, кто проиграет?
А.Мамедов считает, что если условия соглашения "Шестёрки" будут выполнены в соответствии с договором, то это приведёт к новым реалиям в регионе. В результате, статус России в регионе пострадает. А это, в свою очередь, приведёт к активизации проамериканских сил. "Не думаю, что Россия будет спокойно следить за происходящим. Если сближение Ирана и Запада будет продолжаться в этом же духе, то мы сможем наблюдать за освещением в московской прессе и телеканалах вопросов касательно Южного Азербайджана. Одним из инструментов давления на Иран является фактор Южного Азербайджана. Этим фактором в своё время пользовались Мирджафар Багиров и Сталин. То есть, это — готовая практика. Россия займёт определённую позицию, поставив этот вопрос на повестку дня. С этой призмы, реализация соглашения "шестёрки" не кажется слишком простой задачей. С этой позиции, перспектива осуществления договора является противоречивой и тёмной", — заявил политолог.
Прямое воздействие фактора "шанхайского" сотрудничества.
"Иран посредственными путями вывозил свою нефть в Персидский залив. Там действуют определённые компании. Во многих случаях они действуют вне закона. Посредством этих компаний, Иран продавал свои танкеры в Персидском заливе. Страны-импортёры иранской нефти — это Китай и Япония. Здесь имеется "шанхайский" фактор и перспектива его будущей конвертации в военный фактор".
Место Азербайджана в новой геополитической арене.
Некоторые специалисты считают, что соглашение "шестёрки" отрицательно повлияет на азербайджанскую экономику. По их мнению, стратегическое значение наших экспортных трубопроводов для запада значительно уменьшится. Помимо этого, увеличится общественно-политическое и экономическое воздействие Ирана на Азербайджан. Но А. Мамедов заявил, что Азербайджан может извлечь выгоду из сложившейся геополитической ситуации.
"Конечно же, понижение цен на нефть также повлияет на Азербайджан. Азербайджанская экономика не останется не затронутой этим явлением. Доходы уменьшатся. Но в сложившейся ситуации откроются новые перспективы для азербайджанской политики. Если сможем воспользоваться данной геополитической ситуацией, то сложится благоприятная среда для решения некоторых наших глобальных проблем. Мы должны внимательно следить за этими процессами", — высказался политолог.