В силу объективных исторических обстоятельств сегодня латыши, литовцы и эстонцы восточный вектор для профессионального развития выбирают существенно реже, чем западный. Выбор европейского рынка труда после интеграции стран Прибалтики в ЕС в 2004 году стал логичнее, адаптация на нём – проще. Да и сам европейский рынок неоспоримо привлекательнее. Он стабильнее, благоустроенней и более материально-достаточен, особенно оценивая с позиций сегодняшнего курса валют. Однако те немногие, кто по каким-то своим личным, иначе не сказать – гротескно-фантастическим причинам всё же решили направиться в Россию, о разочаровании не говорят.
Как правило, им приходится пережить два состояния.
В первое время эмигранты из Прибалтики наблюдают, как рвутся все их сложившиеся ранее жизненных шаблоны и представления об устроенности мира. Московская (и уж тем более российская) действительность и правда совершенно иная. Причём постичь её можно (как мы не раз обсуждали в своём кругу прибалтов в России) не интеллектуально, а исключительно чувственно. Возможно, в какой-то момент у приехавших даже опускаются руки, и очень хочется вернуться в понятную, живущую с давлением 120/80 Прибалтику.
Но спустя некоторое время упорного труда и бесстрашного отношения к любой работе, которые лишь чётче очерчивают понимание российского мироустройства, те прибалты, у которых недавно почти погас огонёк надежды,
вдруг обнаруживают себя в каком-то новом пространстве и статусе – они вдруг замечены. У них есть возможность профессионально реализовываться. И, главное, делать именно то, чем в жизни они и мечтали заниматься. Не просто работать на какой-нибудь работе, лишь бы эта работа была, но реализовываться в том, чему они учились пять, шесть, восемь лет в университете.
Гуляя по Новому Арбату, наткнулись взглядом на рекламную афишу с очень популярным сегодня в России артистом Александром Реввой. И ведь знаем: новый моноспектакль Реввы — дело рук землячки, знакомой по университету!
Ужинаем в кафе, на одной из стен которого висит большая плазма. И видим на телеканале РБК другого земляка, с которым также знакомы по университету – ещё вчера, казалось бы, жили в так-себе общежитии, а уже сегодня он делится с российской общественностью своим опытом, рассказывая, как раскрутить с нуля маркетинговый бизнес.
Ещё пример: вечер субботы, один из непоследних московских баров. Наконец-то после трудовой недели можно отдохнуть в компании друзей. Но что это? Опять слышим литовскую речь — команда танцовщиков из Литвы приехала на полгода работать по контракту в Россию.
Танцовщики натолкнули на мысль – ради интереса открыли афишу ближайших культурных мероприятий в Москве и Санкт-Петербурге.
10 февраля – спектакль "Евгений Онегин" в московском Театре имени Вахтангова, режиссёр-постановщик Римас Туминас, сценография – Адомас Яцовскис, музыка – Фаустас Латенас.
13 февраля – концерт пианиста Лукаса Генюшаса в Большом зале московской Консерватории.
22 февраля – "Укрощение строптивой" в Александринском театре Санкт-Петербурга, режиссёр – Оскарас Коршуновас, художник – Юрате Паулекайте.
И это только ближайшие даты!
Но главное знаем уже от московских друзей и коллег: россиянам нравится всё, что делают в своих профессиях эти прибалты. В этой связи прослеживается очень интересный феномен: путь из статуса эмигранта в статус элиты в России для талантливого и неглупого человека из Прибалтики оказывается намного короче, чем во многих других точках земного шара.
Основных причин тому видится две: объективно меньшая конкуренция на российском рынке труда в сравнении с другими странами — в том числе ввиду меньшей привлекательности для эмигрантов самого российского рынка труда. Плюс сила традиции, заключающаяся в особом отношении к прибалтам.
В основе второй причины лежат, как кажется, в первую очередь, труд и сложившаяся в его результате особая репутация мощных личностей, состоявшихся в СССР и России. Это артисты эстрады Раймонд Паулс, Лайма Вайкуле, Анне Веске. Режиссер театра Юозас Мильтинис. Кинорежиссёр Витаутас Жалакявичюс и когорта его воспитанников – актёры Будрайтис, покойный Банионис, Адомайтис, Вайткус.
Это второе поколение режиссёров театра – Эймонтас Някрошюс, Оскарас Коршуновас и Римас Туминас. И второе поколение актёров – Ингеборга Дапкунайте, Любомирас Лауцявичюс, Арнис Лицитис. Это артист балета Гедиминас Таранда, фигуристы Повилас Ваганас и Маргарита Дробязко, – можно перечислять ещё и ещё, особенно, когда всерьёз начинаешь вспоминать.
И даже по долгу службы приехавший в Россию посол ЕС Вигаудас Ушацкас, ничего дополнительно не делая, кроме высококлассного исполнения своих должностных обязанностей, среди местных коллег, отличающихся своим конструктивно-прагматичным подходом в политике, заработал репутацию очень эффективного и достойного партнёра.
Примечательно и то, что даже если материальный старт у ищущих возможности самореализации в России изначально невысок, то эмоционально-имиджевый для современных реалий местами даже завышен. И это опять же заслуга нескольких поколений талантливых латышей, литовцев и эстонцев, профессионально состоявшихся на российском рынке труда.
Благодаря этому прибалтов в России воспринимают как априори одарённых людей – их профессиональная компетенция как-то по умолчанию не ставится под сомнение. Более того, считается, что у коллег из стран Прибалтики кроме высокого уровня профессиональной подготовки ещё и высока вероятность наличия уникальных авторских данных: своего неповторимого почерка, небанального устройства мысли, чувственного выражения образов.
И новое поколение представителей Прибалтики, у которых "в России получается", эту логику только подтверждают. Они своей современной работой сложившуюся репутацию прибалтов усиливают. И, возможно, уже сегодня таким образом "амортизируют" процесс "вписывания" в российскую среду поколений соотечественников, которые вдруг по своим фантастическим причинам примут для себя решение направиться в будущем в Россию.
Но просим понять однозначно: мы никого не призываем ехать покорять Москву! BALTNEWS.lt лишь делится видением, которое сложилось в результате наблюдений за прибалтами в России.
Здесь важно другое. Важно, что одарённые люди находят в мире возможности для обучения и развития своего таланта до уровня мастерства. Встречают своего первого зрителя и слушателя, первого руководителя, который их оценил. И если таланту удаётся раскрыться и состояться, то ведь неважно, где это случилось?
Потому что состоявшийся талант – уже не потерянный, не заблудший человек. А в некоторых случаях – даже драгоценность-космополит, которая дарит посредством своего профессионального дела чувство красоты всему миру.