Историк: В Прибалтике стараются не говорить о карательных батальонах на службе у Гитлера

20 мая ФСБ опубликовало новые документы, в которых названы имена эстонских карателей, участвовавших в зверствах нацистов. Историк Владимир Симиндей объяснил, почему в России уделяют пристальное внимание подобным материалам.

Управление ФСБ по Псковской области опубликовало документы, в которых названы имена эстонских карателей, участвовавших в годы Второй мировой войны в зверствах нацистов. В рассекреченных материалах перечислены десятки эстонских коллаборационистов 37-го охранного батальона.

Несмотря на громкую огласку новых материалов, в Эстонии вряд как-либо на них отреагируют. Подобная правда не удобна для Эстонии, считает руководитель исследовательских программ Фонда "Историческая память" Владимир Симиндей.

"В Эстонии стараются не очень говорить об этом. Понятно, что узкий круг историков или любителей военной истории знают об этом. Широкой публике скорее все равно. Она совершенно не представляет масштабов соучастия эстонцев за пределами Эстонии. Они привыкли считать, что их народ – это "народ-жертва", и когда открываешь им глаза на то, сколько и где убивали их соплеменники, они не верят или стараются закрыться и всячески стараются оборонять мифы о собственной жертвенности от таких рассказов, которые их во многом нивелируют", – заявил эксперт.

По оценке историка, количество жертв прибалтийских коллаборационистов на территориях за пределами своих республик превышает количество жертв сталинских репрессий:

"Если мы, может быть, не берем события в Литве, где были элементы гражданской войны. Но если говорим конкретно об Эстонии и Латвии, это непременный факт. Каратели и прочие коллаборационисты непосредственно участвовали в убийстве такого количества людей, какое не идет в сравнении с тем, что они потеряли в ходе сталинских репрессий".