Так, например, политолог Александр Носович в беседе с порталом Baltnews указывал, что Грибаускайте обязательно будет пробиваться на международный уровень:
"Все уверены, что она так или иначе будет пробиваться на международный уровень. Карьера в Брюсселе для Дали Грибаускайте – самый желаемый вариант. Не скажу, что он самый очевидный. Скорее всего, она будет трудоустраиваться на Западе. Грибаускайте не из тех людей, кто может уйти на пенсию в 63 года", – рассказывал политолог.
Однако в результате все сложилось иначе. Что помешало Грибаускайте?
Личные характеристики
Издание Politico в мае опубликовало рейтинг женщин, которые могли бы претендовать на руководящие должности в Брюсселе. Экс-лидер Литвы Даля Грибаускайте заняла в нем третье место.
Отмечалось, что Грибаускайте является "одной из самых опытных женщин-политиков в ЕС", а "ее имя часто упоминается как возможная смена" главе Евросовета Дональду Туску.
Однако в свои 63 года Грибаускайте не смогла бы отразить нынешнюю смену поколения в Евросоюзе: "Представление тех же самых лиц может не слишком убедить избирателей, что времена изменились", – комментировал источник издания Politico.
Кроме того, если бескомпромиссность, прямолинейность и жесткую риторику, которыми славилась Грибаускайте в Евросоюзе, ее сторонники оценивали как альтернативу непопулярным бюрократам, то у критиков были сомнения насчет способности Грибаускайте согласовывать различные позиции власти в поисках компромисса.
Вишеградская четверка "против"
Издание Rzeczpospolita сообщало, что Польша не поддержала кандидатуру Грибаускайте на пост председателя Совета ЕС, после чего о позиции Вишеградской группы (Венгрия, Польша, Словакия и Чехия) был проинформирован Дональд Туск.
"Ее никто не предлагает. Между тем Вишеградская группа, мнение которой по этому вопросу зондировал Туск, настроена против", – сообщал дипломат, знакомый с ситуацией.
Politico также указывало, что Грибаускайте не пользуется поддержкой Вишеградской группы:
"У нее нет поддержки со стороны Вишеградской четверки, когда речь заходит о региональном балансе в распределении главных постов в ЕС", – сообщал один из источников.
"Политическая независимость"
Отсутствие связей с европейскими партиями стало еще одним препятствием для Дали Грибаускайте. Так, в июне 2019 года, когда лидеры государств Евросоюза не смогли договориться по кандидатурам на ключевые посты, Грибаускайте заявила о снижении влияния лидеров стран на переговоры:
"Если это будет лишь дележ [постов между] политическими партиями, то это значительное отклонение от европейских договоров и, таким образом, роль Совета руководителей ЕС руками тех же руководителей принижается", – сетовала Грибаускайте.
По ее словам, процесс принятия решений сильно затруднялся тем, что страны руководствовались лишь принадлежностью к той или иной политической партии, игнорируя предусмотренные в Лиссабонском договоре критерии – демографический и географический аспект, а также гендерный баланс.
"В более фрагментированном, чем ранее, Европейском парламенте, еще не устоялось четкое равновесие политических сил. Партии по-разному интерпретируют результаты выборов и стремятся максимально расширить политическое влияние, а это может серьезно осложнить как работу самих институтов Европейского союза, так и процесс принятия решений в ЕС", – говорила экс-президент.
Российский вопрос
Будучи президентом Литвы, Даля Грибаускайте заявляла, что Россия представляет опасность для Европы и назвала страну "террористическим государством". Кроме того, Грибаускайте активно поддерживала антироссийские санкции, чаще других говорила о "российской агрессии" и стремлении Москвы "напасть на Прибалтику".
В итоге русофобский настрой пошел только во вред, поскольку в настоящее время многие европейские политики поддерживают позицию диалога с Россией.
"63-летняя Даля Грибаускайте, бывший президент Литвы и бывший еврокомиссар, определенно была бы сильным соперником, однако она не входит ни в одну из европейских политических семей и для некоторых лидеров она может быть слишком резкой и критически настроенной в отношении России", – отмечал обозреватель Politico Пол Тейлор.
В итоге в "пакете" кандидатур на ключевые посты в европейских структурах места Грибаускайте не нашлось.
План B
После состоявшихся в мае выборов в Европейский парламент формируется новый состав Еврокомиссии, куда Литве необходимо отправить кандидата от республики, которого предлагает правительство после согласования с президентом и Сеймом.
В литовских средствах массовой информации распространилась информация о том, что новая глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен направила Гитанасу Науседе письмо, в котором попросила предложить именно кандидата-женщину. Часть политиков эту мысль поддержала.
Так, представитель президента по печати Айстис Забараускас заявил, что Литва может получить более ценный портфель в новой Еврокомиссии, если делегирует туда женщину:
"По нашим оценкам, это повысило бы возможность Литвы получить ценный портфель в ЕК", – комментировал представитель Науседы.
Консервативная партия "Союз Отечества – Христианские демократы Литвы" в открытом письме указала, что поддерживает кандидатуру Дали Грибаускайте.
В то же время правящая партия "Союз крестьян и зеленых" предложила делегировать в Европейскую комиссию министра экономики и инноваций Виргиниюса Синкявичюса.
В результате правительство республики в качестве кандидата на должность выдвинуло все-таки Синкявичюса, а президент Литвы Гитанас Науседа официально одобрил его на пост.
Надо отметить, что экс-президент на посту еврокомиссара выглядела бы достаточно комично, поскольку еще до завершения своих полномочий Грибаускайте прогнозировали продолжение карьеры в высших европейских структурах. Но высокие посты прошли мимо, и позиция еврокомиссара в этой ситуации выглядит не более чем "утешительным призом для Дали". Видимо, понимая это, офис Грибаускайте еще во время дискуссий о кандидатуре еврокомиссара проинформировал общественность, что она на пост не претендует.
Последняя надежда?
В конце июля новый президент Литвы Гитанас Науседа во время встречи с вице-президентом Европейской комиссии и еврокомиссаром по вопросам энергетики Марошем Шефчовичем предложил учредить новую должность – координатор Европейского союза по синхронизации электросетей стран Балтии с континентальной Европой.
Даля Грибаускайте много сил вложила в проект выхода Литвы из энергетического кольца БРЭЛЛ и синхронизации электрических сетей Латвии, Литвы и Эстонии с континентальной Европой. Если отбросить политическую составляющую проекта и его вред для конечного потребителя, почетная должность "куратора" для Дали Грибаускайте – как раз то, что нужно.
Однако пока дальше разговор об учреждении должности дело не зашло. Поэтому Грибаускайте остается только ждать, когда ее хваленый опыт, бескомпромиссность и жесткая риторика кому-нибудь в Европейском союзе понадобятся. Пока же на них, похоже, спроса нет.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.