После начала спецоперации России на Украине из восточноевропейской страны хлынул поток беженцев в государства ЕС. Основной удар приняла на себя Польша как ближайшая страна, которая лучше других знакома украинцам (жители "Незалежной" и раньше регулярно приезжали в Варшаву на заработки). Однако за четыре месяца мигрантов стало настолько много, что задыхаться начали почти все государства Евросоюза.
Казалось бы, у ЕС уже есть опыт по преодолению миграционных кризисов. В 2015 году в эти страны хлынул поток беженцев из ближневосточных и других стран. Нельзя сказать, что государства ЕС вышли из этой ситуации без потерь – в большинстве городов Европы до сих пор есть районы, которые населяют почти только мигранты, куда даже полиция опасается заходить. Но этот опыт мог бы помочь Евросоюзу преодолеть текущий кризис. Увы, чуда не случилось и прошлые ошибки не были учтены.
Как указывает издание The Guardian, количество украинских беженцев, которое достигло уже 7,5 млн человек, значительно превысило первоначальные оценки ООН, где прогнозировалось, что мигрантами станут 4 млн жителей "Незалежной". Уже сегодня текущую ситуацию называют "крупнейшим миграционным кризисом" XXI века. Но ограничивать поток украинцев, въезжающих в страны ЕС, все равно никто не собирается.
Деньги заканчиваются, а беженцы – нет
Далеко не все страны Евросоюза в состоянии принять такое количество мигрантов, которое на них свалилось. Балтийские республики, которые по праву считаются одними из беднейших в ЕС, жалуются на гуманитарный кризис, который сложился в странах из-за наплыва беженцев. Президент Литвы Гитанас Науседа, премьер-министры Эстонии и Латвии Кая Каллас и Кришьянис Кариньш обратились к руководству ЕС за помощью.
В письме, которые они отправили на имя председателя Европейского совета Шарля Мишеля и главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, говорится, что поток мигрантов увеличивается, соответственно, растут финансовые потребности на их прием. Представители балтийских стран просят "разделить финансовое бремя", которое "непропорционально ложится на национальные бюджеты".
"Разумеется, какие бы средства не тратились на прием беженцев из Украины, это дополнительные непредусмотренные расходы, а значит и нагрузка на бюджет, который сейчас сталкивается с серьезной проблемой решения местных экономических нюансов. В этой связи логично, что Литве и другим принявшим украинских беженцев стран мог бы помочь Евросоюз. В долгосрочной перспективе самим странам все оплачивать будет трудно (особенно там, где беженцев много), что доказывает пример Польши, где льготы для украинцев постепенно отменяются", – отметил литовский политолог Вадим Воловой в беседе с Baltnews.
Еще в феврале и марте 2022 года украинцев встречали в европейских странах с радушием и сочувствием. Однако постепенно эмоции поменялись, причем как со стороны политиков, так и среди местных жителей европейских государств. По мере прибытия беженцев, появлялось все больше свидетельств неадекватного поведения выходцев из "Незалежной".
Видео, на котором женщина в Риге хамит местным жителям, оправдывая это своим гражданством, случай, когда беженцы разрисовали свастикой вперемешку с лозунгами "Слава Украине" пол в квартире приютившего их человека – таких случаев слишком много.
Недовольство наплывом мигрантов в европейском обществе усиливается, причем намного быстрее, чем в 2015 году. Ближневосточные мигранты воспринимались европейцами как совершенно чужие люди, с другой культурой и привычками. Многие изначально относились к ним настороженно. А украинцы вроде как свои, от них такого подвоха не ждешь, и от этого раздражение из-за их выходок появляется быстрее. Конечно, не все выходцы из "Незалежной" ведут себя подобным образом, но запоминается именно плохое.
При этом в странах Балтии есть русские, которые живут здесь давно, но не спешат каяться непонятно за что. На фоне роста русофобии им тоже нелегко, но помогать им никто не спешит. Все деньги, которые может выделить бюджет, идут на размещение и пособия для украинцев.
Министр внутренних дел Латвии Кристапс Эклонс 21 июня прямо заявил, что общество устало от беженцев. Конфликт длится уже четыре месяца и сильно влияет на всех – бизнесменов, местных жителей, которые согласились их принять. Он отметил, что на данный момент в Латвию прибыло около 33 тысяч украинских мигрантов, что составляет примерно 1.74% от всего населения страны. Это очень большое соотношение, поэтому нет ничего удивительного в том, что многие отказываются поддерживать мигрантов.
"Даже при сохранении существующего финансирования есть предприниматели, которые говорят: "Нет, мы прекратим" (помогать беженцам), и поэтому нам нужно искать другие решения", – заявил Эклонс.
"Солидарность" важнее здравого смысла
После начала спецоперации Украина превратилась для большинства западных политиков в "центр мира", а прием беженцев из этой страны стал отличным поводом для пиара. Но помимо красивых слов о том, что "мы приняли рекордное количество мигрантов", нужны другие, действенные меры, которые позволят беженцам адаптироваться, а европейцам – продолжить привычный образ жизни. Однако с этим в Евросоюзе намечаются проблемы.
Европейцы уже не стремятся разместить украинцев в своих домах, а мест, выделяемых правительством, не хватает. Даже в Германии – стране с одной из самых сильных экономик ЕС – уже не могут принимать беженцев.
Как отмечает издание The Guardian, в ФРГ приехали около 725 тыс. украинцев, и сегодня в стране все меньше доступного жилья. В некоторых регионах уже начали готовить специальные модульные здания для размещения беженцев. Хватит ли этого для размещения всех нуждающихся? Вряд ли, учитывая, что поток мигрантов не уменьшается.
"Несмотря на то, что число приезжих снижается, каждый день по-прежнему прибывает около 20 тысяч человек, а это 600 тысяч в месяц в одной только Польше", – подчеркнул представитель Международного комитета спасения Джейсон Филлипс из Варшавы.
В Молдавии, которая приняла у себя уже 100 тыс. беженцев, что сделало ее одной из лидеров стран ЕС по количеству мигрантов на душу населения (5%), ситуация складывается очень напряженная.
Уровень инфляции в стране достиг 27%, но правительство продолжает выделять деньги на размещение беженцев, а не на поддержку экономики. Однако этого все равно не хватает – украинцев негде размещать, а образовательная система не в состоянии принять всех детей. Представитель балканского подразделения Международного комитета спасения Йована Арсеньевич рассказала, что украинские учителя, тоже из числа беженцев, будут вести занятия, чтобы дети получили хоть какое-то образование.
"Поведение украинских беженцев в Европе начинает выводить из себя даже приютивших их европейцев. Очевидно, что это только верхушка айсберга. Поведение украинских "беженцев" в ЕС не оставляет сомнений – со временем появятся свидетельства все более диких преступлений украинцев в самых разных сферах. Раздражение простых граждан растет, но, как мы знаем, на примере беженцев из других регионов, европейские власти в своей миграционной политике не ориентируются на общественное мнение. К тому же не факт, что оно будет настроено к украинцам достаточно критично, поскольку отравлено проукраинской пропагандой и репрессивной толерантностью", – рассказал Baltnews политолог Андрей Тихонов.
"Европейским государствам важно показать свою солидарность с Киевом, поэтому гражданам этих стран остается только посочувствовать – потоки беженцев никто регулировать не будет. Хотя и на особые преференции украинцам рассчитывать не стоит. Выселять их не будут, но и обеспечивать "дольче виту" не собираются. В случае же, если корабль европейской экономики пойдет ко дну, их скинут как балласт", – добавил он.
В Польше, в которую после начала спецоперации на Украине прибыло уже более 3,5 млн беженцев, этот процесс уже начался. С 1 июля в этой стране перестанут выплачивать пособие беженцам на питание и жилье в размере 40 злотых на человека в день (около $9). Зато по всей Польше развешаны украинские флаги, а с политических трибун ежедневно слышны слова о солидарности с народом "Незалежной".
Экономическая ситуация в Евросоюзе ухудшается с каждым днем. Инфляция в большинстве стран этого блока уже достигла двухзначных отметок. Местные жители готовятся к тому, что экономить придется не только на бензине и продуктах, как происходит уже сегодня, но и на отоплении, понижая температуру в своих домах в угоду энергетической политике Брюсселя.
Даже в 2015, в более благополучной Европе, мигрантов не жаловали. Сейчас же, когда каждый начинает думать о собственном кошельке, помогать беженцем мало кто стремится.
Власти стран ЕС тоже постепенно могут начать урезать пособия для украинцев, однако двери для них закрывать не будут. Со временем в Европе может остаться лишь иллюзия солидарности с беженцами из Украины, то есть желто-голубые флаги, развешанные на всех доступных местах, и открытые границы, но без реальной помощи прибывающим.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.