По мнению эксперта Института актуальных международных проблем (ИАМП) Дипломатической академии Владимира Нежданова, стоит учитывать ряд особенностей, связанных с данной проблематикой, в первую очередь дилемма политики "одного Китая".
"Во-первых, политическая тонкость. КНР считает себя единственным правопреемником Китайской Республики, которая была провозглашена в 1911 году. Таким же приемником, однако, считает себя и Тайвань. В этой связи политическое признание Тайваня означало бы автоматическое непризнание самого Китая и наоборот", – пояснил Нежданов в разговоре с Baltnews.
При этом, как отмечает эксперт, и Тайбэю и Пекину льстит сама формулировка "один Китай", что лежит в основе наблюдаемого сегодня конфликта.
Что же касается вероятностью "использования" кризиса на Украине китайским руководством для достижения своих личных политических целей, то, по словам Нежданова, вероятность развития подобного сценария стремится к нулю. Причина тому – разница в самой сути конфликта.
"Следует учитывать, что проблематика Украины – это проблематика национального государства, в то время как Тайвань – сложный клубок противоречий. КНР подчеркивает определенные сепаратистские настроения Тайваня.
С другой стороны, мы видим, что Тайвань и ведет себя как независимое государство, Пекин же рассматривает его в качестве одной из своих провинций. То есть Китай просто пресекает сепаратизм", – рассказал Нежданов, обратив внимание, что именно борьба с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом значится в доктрине КНР.
Китай – Украина – Россия
Согласно оценкам эксперта, говорить о том, что ситуация на Украине может каким-либо образом подтолкнуть Китай к силовому разрешению проблемы Тайваня говорить не приходится.
"Кризис на Украине находится в противоречии с интересами КНР, поскольку Пекин из-за военных действий теряет возможность полноценного развития инициативы "пояса и пути". Китай теряет возможность развития качественной континентальной логистики, которую он пытался выстроить на протяжении последних практически десяти лет.
КНР традиционно высказывается за дипломатическое разрешение конфликтов, позиционируя себя в качестве мирной страны. Следовательно, нельзя говорить о безусловной и абсолютной поддержке действий КНР, несмотря на его критику санкционной политики Запада. Более того, Пекин не может признать и республики Донбасса. Поскольку это расходится с китайской концепцией борьбы с сепаратизмом", – поделился Нежданов.
Он также добавил, что конфликт на Украине может серьезно сказаться на китайско-европейских торговых отношениях, чему в Пекине как минимум не рады.