Скелеты в погонах: какие тайны скрывает армия Литвы

Литовская армия переживает не лучшие времена. Но вместо того, чтобы предпринять меры, руководство дискредитирует себя еще больше.

Нарушение общечеловеческих и моральных принципов в армиях государств-членов НАТО с течением времени приобретает все большее распространение. Литовские вооруженные силы не стали в данной ситуации исключением.

При этом совершение военнослужащими необдуманных поступков (в том числе злоупотребление властью, неуставные отношения и нарушение норм морали) может повлечь за собой самые непредсказуемые последствия.

Недавним примером подобной тенденции послужил возврат властями Германии во время военной миссии в Литве военнослужащих из числа иностранного контингента за совершение ими аморальных поступков, в частности изнасилования и открытое исполнение песен в честь Гитлера.

Вместе с тем, подтверждением негативных тенденций в литовских вооруженных силах, помимо многочисленных дискредитирующих поступков со стороны военнослужащих, служит резонансная попытка литовского призывника уклониться от призыва с последующей выплатой штрафов.

Гражданин Литвы, включенный в список призывников Паневежского района в 2021 году, не выполнил обязанности по предоставлению документов и данных, необходимых для призыва в армию Литвы и проверки здоровья в комиссии военно-медицинской экспертизы. Обвиняемый свою вину признал, что явилось смягчающим обстоятельством, и в результате ему назначен штраф в размере 500 евро.

По всей Литве очень многие отказываются проходить военную службу, в некоторых районах Литвы свыше 30% призывников даже не приходят в военкоматы.

Подобные случаи свидетельствуют о низком уровне доверия литовских граждан к вооруженным силам страны и желании любыми способами уклониться от службы.

Согласно сообщению Министерства обороны Литвы, количество случаев уклонения от службы растет. В 2016 административной ответственности подверглись 270 призывников, в 2017 году – 5525, в 2018 году – 7468, а в 2019 году – уже 6937 человек. Вместе с тем, стоит отметить, что общее количество подобных случаев в 2019 году достигло 7500 человек, однако трудно всегда определить, кто из них является действительно злостным нарушителем, а кто "просто забыл или не знал".

Данная тенденция не вызывает удивления в контексте того, что в литовских вооруженных силах отмечаются смертельные случаи среди военнослужащих, призванных в рамках обязательной военной службы.

При этом, как правило, официальная реакция военного руководства на указанные события во всех случаях однотипная: нейтральная оценка событий с последующей торжественной риторикой о выполнении погибшим воинского долга, выражением соболезнования родным и близким и, что является обязательным атрибутом, блокирование распространения какой-либо информации о погибшем, членах его семьи и друзьях.

В связи с этим истинные обстоятельства несчастных случаев, а также причины, повлекшие их за собой, всегда остаются в тени, что в большей степени вызывает недоверие со стороны литовской общественности.

Трагедия в батальоне имени участника Холокоста

30 ноября в литовских СМИ появилась информация о том, что в ходе проведения учений инженерного батальона Юозаса Виткуса ВС Литвы в результате ранения в Мариямпольскую больницу был доставлен 19-летний военнослужащий обязательной военной службы, который 2 декабря скончался в реанимации.

По данному факту военным руководством Литвы назначены следственные мероприятия, в ходе которых какие-либо данные о погибшем или его родственниках не распространялись. Официальные данные о этой трагедии так и не разглашаются.

При этом излишняя таинственность, связанная с данным инцидентом, провоцирует как рост недоверия к руководству ВС Литвы, так и нарекания на условия прохождения службы солдатами. В то же время, в социальных сетях широкое распространение приобретают сведения о наличии острого конфликта между погибшим солдатом и офицером.

В призывника стреляли из офицерского пистолета Glock. Об этом свидетельствует опубликованное видео с извлеченной врачами Мариямпольской больницы из тела пострадавшего пули 9 мм, предположительно от пистолета Glock, находящегося на вооружении ВС Литвы. Такие пистолеты имеют офицеры литовской армии.

Уже один этот факт указывает на то, что военнослужащий не мог совершить самоубийство из офицерского оружия. Судя по деталям, в него стреляли и, с учетом специфики извлеченных боеприпасов, эти действия были совершены офицером. Подобное стечение обстоятельств могло иметь место вследствие конфликта между пострадавшим и его начальством.

Кроме того, на официальном сайте инженерного батальона Юозаса Виткуса ВС Литвы с начала декабря заблокированы все данные относительно руководства подразделения, что также указывает на принятие мер по ограничению распространения каких-либо сведений о лицах, причастных к данному инциденту.

Интересная деталь: этот батальон назван именем полковника Юозаса Виткуса, который в 1941 году вместе с немецкими оккупантами убивал евреев в Каунасе(в IX форте) и в других районах Литвы. Конечно, эту информацию уже знают не все граждане Литвы, ибо в стране открыто фальсифицируют историю.

Подобные разночтения в интерпретации событий и сокрытие информации указывают не только на низкую популярность литовского военного руководства и самой военной службы, но и на недостаточный уровень обеспечения безопасности службы, когда не выполняются все предписания по сохранению жизни и здоровью военнослужащих.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.